© toonaripost.com

«Похоже, дела совсем плохи, надо бы посмотреть, что у нас с госбюджетом и войной», – примерно такая мысль пришла мне в голову после того, как разразился скандал с телеведущим-педофилом Джимми Сэвилом, вытащенный буквально с того света весьма причудливым образом. Обвинения подобного рода в современном обществе моментально, еще до получения доказательств, переходят в лавинообразную истерию, которая надежно выключает мыслительные процессы и отвлекает публику от вопросов хлеба насущного и распределения налогов. 

Новейшая история Британии знает немало случаев, когда по обвинению в педофилии проводили масштабные расследования лет на 10–20, перекапывали до античных слоев землю вокруг частных домов и государственных приютов и проделывали прочие необходимые следственные действия, порой заканчивавшиеся ничем. Было понятно, что следует приготовиться к долгой и омерзительной охоте на ведьм, масштабы и последствия которой трудно представить даже сейчас, когда позади остался этап «теории заговора в высших эшелонах власти», а генеральный директор крупнейшей медиакорпорации мира подал в отставку, не продержавшись на своем посту и двух месяцев.

Скандал начал разворачиваться после того, как на канале ITV1 вышла документальная передача Exposure: The Other Side of Jimmy Savile о бывшем ведущем развлекательных детских программ на BBC. В ней Сэвила, умершего в 2011 году в преклонном возрасте, обвинили в многочисленных актах растления малолетних в 1960–1980 годах, в том числе в здании самой BBC, а также в медицинских учреждениях национальной системы здравоохранения NHS и приютах для детей из неблагополучных семей. 

На протяжении нескольких дней после выхода передачи в полицию поступали десятки заявлений от предполагаемых жертв педофилии, включая бывших пациентов нескольких детских госпиталей и учеников различных приютов. В течение месяца количество взятых в расследование случаев, по заявлениям полиции, достигло 300, а по заявлениям прессы – 900. На правительственном уровне было назначено два независимых дополнительных расследования истории с приютом Bryn Estyn в Северном Уэльсе. Хотя в 1992–2000 годах там уже было проведено официальное расследование, в рамках которого за сексуальное и физическое насилие над детьми было осуждено несколько человек. 

Помимо юридических аспектов следствия, британское общество уже несколько недель с пеной у рта обсуждает вопрос об этике и нравах, царящих в BBC и системе здравоохранения. И не просто обсуждает, а требует виновных к ответу, поскольку, помимо прочего, выяснилось, что расследование по Джимми Сэвилу вели еще в 2011 году собственные журналисты BBC в рамках программы Newsnight, но посвященный этому выпуск по какой-то причине не был пущен в эфир.

BBC во всей этой истории выпала весьма незавидная роль. Медиакорпорация, которую даже называют The Corporation, поскольку она единственная в своем роде, является, по сути, детищем британского народа и финансируется напрямую населением через BBC licenсe, которую платит каждый британец, владеющий телевизором. Именно благодаря системе финансирования считается, что BBC служит британскому народу, а не государству или частным владельцам. Поэтому эта медиакорпорация считается абсолютно независимой. 

Исторически BBC – это еще и объединяющая сила в национальном и имперском масштабе, даже произношение дикторов BBC считается эталонным английским, что было немаловажно в Британии с ее множеством акцентов и языков народов империи. 

Это первая национальная вещательная компания в мире. К концу 1920-х годов ее радиопрограммы охватывали 80% британского населения, до 1980-х годов она была фактически монополистом на рынке телепрограмм (за исключением конкурента ITV). До сих пор охват аудитории, разнообразие программ и качество контента BBC остаются непревзойденными не только в Британии, но и во многих других странах мира. 

BBC выпускает огромное количество качественных документальных и научно-популярных программ (многие выпуски советской «В мире животных» представляли собой переведенный контент BBC), ее политические новостные программы считались стандартом сбалансированной подачи различных взглядов. В общем, в англоговорящем мире BBC пока еще остается символом качественной журналистики, а для британцев – это просто национальная гордость и телекомпания, которой они доверяют больше всего. Неслучайно во время террористических атак в Лондоне трафик и рейтинг именно BBC достигли пика, несмотря на многочисленных телевизионных и интернет-конкурентов.

Тем тяжелее разразившийся кризис доверия и тем жестче вопросы, которые нация задает сейчас BBC. И дело даже не в том, что недавно назначенный генеральный директор BBC Джордж Энтуисл был немедленно вызван в парламент для публичного ответа на вопросы, связанные с отмененным выпуском Newsnight. Проблема скорее в том, что давление общественного мнения на корпорацию оказалось настолько сильным и резким, что очень быстро привело к неверным решениям в BBC и весьма драматическим событиям в целом. 

На фоне жесткой критики в связи с историей Джимми Сэвила BBC в рамках все той же Newsnight выпустила 2 ноября интервью со Стивеном Месшэмом, жертвой насилия в приюте Bryn Estyn, уже проходившим как свидетель обвинения в давнем расследовании этих событий. В новом интервью Месшэм утверждал, что подвергся сексуальному насилию со стороны высокопоставленного чиновника правившей тогда (и сейчас) Консервативной партии. И хотя непосредственно в программе BBC никакие имена названы не были, интернет-общественность немедленно подхватила «теорию заговора» и начала спекулировать по поводу того, кто имелся в виду. И очень скоро обвинительные жесты были направлены в сторону лорда Макальпина (Lord McAlpine), бывшего министра финансов в правительстве Маргарет Тэтчер. В ответ лорд, естественно, немедленно поручил своим юристам начать судебные преследования за клевету.

А уже 10 ноября Стивен Месшэм признался, что ошибся. Он имел в виду другого Макальпина. Или вообще ничего не имел в виду. Поскольку, как немедленно раскопали журналисты различных изданий, за Месшэмом уже тянется богатая история ложных обвинений в сексуальном насилии и последующих вымогательств, а также мошенничеств с благотворительными деньгами и социальными пособиями. Иными словами, он – ненадежный свидетель, и об этом журналисты BBC Newsnight должны были знать до выпуска злополучной передачи. 

Почти нет сомнений, что поспешный выпуск интервью с жертвой насилия был предпринят BBC в попытке хоть как-то поправить репутацию, пошатнувшуюся после отправки в стол программы про Джимми Сэвила. Результатами этого ошибочного решения стали: немедленная отставка генерального директора BBC, который занял эту должность только 17 сентября и едва начал входить в курс дела, потеря 450 тысяч фунтов из бюджета BBC на его «золотой парашют» и загубленная репутация лорда Макальпина, поскольку от подобных обвинений отмыться практически невозможно, будь они хоть сто раз ложны. Все это легко и непринужденно сделал простой английский налогоплательщик, на некоторое время впавший в истерику. И эта история еще далека от завершения.