© Дмитрий Рогулин / ИТАР-ТАСС

В правительстве начался новый виток дискуссии вокруг бюджетного правила. Вопрос в тех самых 2% ВВП, на которые Минэкономразвития предлагает снизить уровень наполняемости Резервного фонда. Если опираться на вчерашнюю оценку Росстатом ВВП за 2012 год, то речь идет о сумме боллее 1,2 трлн рублей. Дальше – больше. Деньги будут увеличиваться пропорционально размеру ВВП. К 2020 году, по прогнозу того же Минэкономразвития, это будет уже 2,6 трлн.

На что же пойдут эти деньги? Минэкономики внесло в правительство предложение о создании Фонда по развитию инфраструктуры. Фонд развития предлагается создать на базе уже прекратившего работу Инвестфонда. Об этом министр экономики Андрей Белоусов признался журналистам в среду. Наполнять его, конечно же, предлагается за счет нефтегазовых доходов после нормативного наполнения Резервного фонда. Предложение подразумевает смягчение бюджетного правила, согласно которому нормативный минимум Резервного фонда должен составить 7%. Если говорить проще, Резервный фонд хотят поделить на собственно Резервный фонд (5% ВВП) и Фонд развития (2% ВВП). Если будет принято решение о направлении в этот фонд 100 млрд рублей из ФНБ, обещанные президентом Владимиром Путиным на инфраструктурные проекты, то деятельность нового фонда может начаться уже в 2013 году. По крайней мере так предполагает Минэкономики.

Однако согласия в правительстве по этому вопросу нет. На следующий день после публичного заявления министра экономики вице-премьеры – ключевые представители финансово-экономического блока высказали разные мнения на этот счет. Игорь Шувалов считает, что объема Резервного фонда на уровне 5% ВВП достаточно, а значит, 2% ВВП можно будет отдать под управление Минэка, то есть направить в Фонд развития. Аркадий Дворкович был осторожен в своих высказываниях. Он ушел от прямой оценки вопроса о смягчении бюджетного правила, но дал понять, что это все же возможно. Slon последовательно приводит позиции трех сторон, которые пока публично высказались в этом новом споре, где на кону триллионы нефтерублей.

Министр экономического развития Андрей Белоусов, на брифинге в среду

Если мы в ближайшие 2–3 года не выйдем на строительство 4 тысяч км автомобильных дорог в год с последующим ростом (с нынешних 2 тысяч км), то пропускная способность транспортной системы страны обесценит усилия по улучшению инвестиционного климата и не даст возможности расти экономике темпами свыше 3%. (Президент и премьер неоднократно подчеркивали необходимость добиться роста в 5%, потому что только в таком случае возможно выполнить обещания светлого будущего. В долгосрочном прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года такие высокие темпы роста обеспечивает только самый оптимистичный, форсированный сценарий развития. – Slon).

Но все-таки основная часть инфраструктурных проектов имеет невозвратный характер. Так во всем мире. Источником может служить только бюджет. Поэтому мы ставим вопрос, чтобы создать внутри бюджета специальный фонд, который будет ориентирован на решение задач, связанных с инвестициями.

Речь идет о целесообразности и механизмах использования части нефтегазовых доходов, которые аккумулированы в резервных фондах в рамках инвестпрограмм там, где эти инвестиции являются невозвратными. Внесли предложение, чтобы снизить соответствующую норму с 7% до 5%.

А 2% образуют фонд. Мы делали расчеты при разных вариантах наполнения резервов. Там примерно в 2014 году небольшие вложения, в 2015 году доходит до 400 млрд и дальше.

Я не считаю это ослаблением бюджетного правила. Я считаю, что к бюджетному правилу это никакого отношения не имеет.

Собственно Минфин-то не против такого поворота. Разница в том, что наши коллеги хотят, чтобы это делать, когда у нас объем Резервного фонда достигнет 7%. А это произойдет в 2015–2016 году при высоких ценах на нефть в районе $110 за баррель. Мы тогда эти годы – 2013, 2014, 2015-й – просто потеряем».

Вице-премьер Игорь Шувалов, на брифинге в правительстве в четверг

У нас есть разные мнения по поводу того, что 7% заявленных резервов, по сути, проблему более надежной подушки безопасности не решают, и они не нужны, и что можно ограничиться 5%. Остальные средства, которые будут сверх этих 5%, можно направлять на короткие обязательства год-два-три (не длящиеся обязательства, как, например, зарплаты). Это инфраструктура.

Не приведет ли это к понижению макроэкономической стабильности и понижению стоимости кредитов? Нет, не приведет. Но это еще не значит, что мы такое решение примем. Это решение должно приниматься парламентом, быть закреплено законом, который должен быть поддержан и правительством, и президентом. Накопленных резервов в случае, если они нам нужны, вполне достаточно 5%. Но это только должны быть расходы инвестиционного характера.

Вице-премьер Аркадий Дворкович на брифинге в правительстве в четверг

Цифра (объем резервов. – Slon) не так важна, по большому счету, скорее важен механизм, а именно возможность управлять этими средствами специальным образом, решая специальные задачи. И показывать потенциальным соинвесторам, частным инвесторам, что у нас есть механизм выделения ресурсов на долгосрочной основе, предсказуемой, что деньги никуда не денутся, никуда не уйдут, а эти проекты могут быть окупаемы, пусть даже в долгосрочной перспективе. Проекты долгие – это энергетика, транспорт. По-моему мнению, фонд нужен. Но конечные параметры еще предстоит обсудить. Консолидированной позиции (в правительстве. – Slon) пока нет. Окончательного решения еще не принято, будет ли он создаваться.