Глава группы компаний «Тинькофф» Олег Тиньков. Фото: ИТАР-ТАСС / ИДР
Районный суд Воронежа рассматривает беспрецедентный иск клиента к банку. Воронежец Дмитрий Алексеев (фамилия изменена) хочет взыскать с банка «Тинькофф кредитные системы» компенсацию в размере 24 млн рублей. Алексеев самостоятельно внес изменения в документ договора – прописал себе безлимитный и беспроцентный кредит, а сотрудники банка, сами того не ведая, согласились на условия клиента. Суд признал кредитный договор законным, а шансы на удовлетворение иска сейчас оцениваются как высокие.
Дмитрий Алексеев оформил кредитную карту от ЗАО «ТКС» в 2008 году. От клиента банк требовал только заполненное заявление-анкету. Алексеев оказался куда предусмотрительнее остальных заемщиков и внимательно изучил условия заключения кредитного договора. Как водится, самые важные пункты – о процентных ставках, комиссиях и штрафах – печатаются мелким, почти нечитабельным шрифтом, и потенциальный заемщик нередко попросту игнорирует эту информацию.
Алексеев, к слову, экс-сотрудник правоохранительных органов, отсканировал договор и внес несколько существенных изменений в документ таким же мелким шрифтом:
процентная ставка за пользование кредитом и комиссия за выдачу наличных средств составляют 0%;
клиент вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные тарифами.
Клиент подтвердил, что ознакомлен с действующими Общими условиями и тарифами, размещенными в сети Интернет, сославшись при этом не на официальный сайт банка www.tcsbank.ru, а на свой сайт www.tcsbank.at.ua, где было предусмотрено еще два интересных пункта кредитного контракта:
Банк не имеет права вносить изменения и дополнения в настоящие Общие условия в одностороннем порядке. В случае изменения, дополнения, замены Общих условий в одностороннем порядке банком, банк выплачивает компенсацию клиенту в размере 3 млн рублей за каждое очередное изменение, дополнение, замену Общих условий. При расторжении договора в одностороннем порядке клиент прописал компенсацию от банка в размере 6 миллионов рублей.
Сотрудники банка выслали Дмитрию Алексееву утвержденную копию анкеты-заявления и кредитную карту, приняв условия, предложенные клиентом. Банкиры попались на свою же удочку – не вчитались в мелкий шрифт документа.
Банк обратил внимание на условия договора только в 2012 году, когда попытался взыскать с клиента через суд все просрочки, комиссии и штрафы – в сумме около 45 тысяч рублей. Однако суд отверг претензии, а теперь воронежец обратился в суд с намерением взыскать с «Тинькофф кредитные системы» компенсацию за изменения условий и тарифов в одностороннем порядке – по 3 млн рублей за каждое. По его мнению, банк нарушил восемь пунктов договора, поэтому обязан выплатить 24 млн.