Матрос во время репетиции парада во Владивостоке.

Матрос во время репетиции парада во Владивостоке.

REUTERS / Yuri Maltsev

Двадцать шестого июля 2015 года президент России Владимир Путин на борту фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 провел совещание, посвященное новой редакции Морской доктрины России. Этот документ, принятый еще в 2001 году и изначально рассчитанный до 2020 года, оговаривает приоритетные направления развития российского флота в ближайшие годы и станет основой для разработки законопроекта о государственном регулировании морской деятельности. Цели, заявленные в обновленной доктрине, важны, но вот достичь их российским властям, скорее всего, не удастся. Развитие флота потребует значительных финансовых вливаний и реформы кораблестроительной отрасли, однако денег на это в бюджете нет.

Владимир Путин произносит речь во время празднования Дня ВМФ в Балтийске

REUTERS / RIA Novosti / Mikhail Klimentyev / Kremlin

Фактически подготовка новой редакции Морской доктрины России стала ответом властей на изменяющуюся обстановку в мире и своего рода индикатором того, что Москва все же включилась в гонку вооружений и военного влияния, несмотря на множественные заверения об обратном как со стороны властей, так и со стороны военного руководства.

Однако весной 2015 года свою обновленную военно-морскую доктрину опубликовали США. Согласно американскому документу, для Вашингтона приоритетным является поддержание и дальнейшее усиление морского влияния США во всем мире. При этом, помимо прочего, важнейшим регионом американцы назвали Индо-Азиатско-Тихоокеанский (именно так, без разделения), в котором теперь планируется сосредоточить до 60 процентов кораблей и самолетов сил передового базирования ВМС США. Одна из причин – активное экономическое развитие стран в этом регионе и постоянный рост объемов торговли в нем.

В ответ на намерение США укреплять свое военно-морское присутствие Россия в обновленной стратегии заявила практически об аналогичных задачах

Чуть позже Китай обнародовал свою «Белую книгу» – стратегию военного развития и укрепления океанского флота. Для Пекина приоритетной является защита своей территориальной целостности, экономического развития и обеспечение морской безопасности с учетом активного укрепления флотов других государств в регионе. Беспокойство китайцев вызывает растущая активность США в Тихом океане и особенно в Восточно- и Южно-Китайском морях, а также постепенная милитаризация Японии. При этом в «Белой книге» Китай уделил внимание и стратегическому сотрудничеству с Россией, впрочем, без особой конкретики.

В свете этих событий обновление Морской доктрины России выглядит вполне естественным – в условиях ужесточающейся мировой политической и экономической блокады, финансово-экономического кризиса и серьезных разногласий с Западом по вопросу Украины, Крыма и мироустройства вообще соперничество с США и Европой для Москвы является чуть ли не задачей номер один. И именно по этой причине в ответ на намерение США укреплять свое военно-морское присутствие в различных уголках планеты Россия в обновленной стратегии заявила практически об аналогичных задачах. С небольшой поправкой на свои возможности, но все же.