Фото: Сергей Карпов для Slon Magazine
Каждый год фармацевтические компании тратят около $140 млрд на разработку новых лекарств. В среднем вывод на рынок одного препарата обходится в $1,5 млрд: за ним – 5–10 тысяч протестированных активных веществ и 10–15 лет работы. 60% бюджета фармкомпаний уходит на клинические исследования – испытания нового препарата на пациентах для оценки его безопасности и эффективности. Целая индустрия предлагает решения, как сократить расходы фармкорпораций на этом этапе. Например, этим занимаются корпорации уровня Oracle. На что рассчитывает российский стартап DataMatrix, тоже нацелившийся на этот рынок?
«Касперский» для фармы
Дмитрий Шаров, основатель DataMatrix, запустил стартап, будучи уже владельцем крупного бизнеса. Десять лет он возглавляет компанию ОСТ Trials, которая проводит клинические испытания в России, Европе и США.
В этом бизнесе всегда были деньги, но Шарова скорее интересовала научная составляющая. «[В середине 2000-х] мы попали в настоящий фармацевтический гольфстрим – удивительный момент, когда все совпало: наши возможности, взрыв фармацевтического рынка, отраслевых инноваций – такое теплое течение, которое просто подхватило нас», – говорит предприниматель.
У ОСТ Trials ежегодно несколько десятков контрактов на клинические исследования под ключ. На этот рынок слабо влияет российский кризис – наоборот, стоимость исследования для зарубежных заказчиков снизилась из-за девальвации рубля, а российские фармкомпании увеличивают затраты на R&D. Другой вопрос, что клинические исследования – это проекты на 1–5 лет, так что успешный бизнес в этой сфере удастся построить, только будучи готовым к игре вдолгую.
Во всех проектах ОСТ Trials тратила много усилий на обработку клинических данных: сколько пациентов принимает участие в исследовании, каковы их истории болезни, как меняется их состояние с приемом препаратов разных типов и нового лекарства и т.д. Дело осложнялось тем, что во многих больницах и медицинских центрах, где проводились клинические исследования, журналы велись в программах-редакторах вроде Microsoft Word, а где-то и вовсе на бумаге. Команда ОСТ Trials каждый раз оцифровывала данные исследовательских центров, чтобы собрать всю информацию в один файл, а затем решила сделать софт, который совместил бы все составляющие обработки клинических данных. «У нас молодой коллектив, мы всегда старались сохранять незашоренный взгляд на вещи, – говорит Шаров. – И когда разработчики рассказывали мне, что в плане Clinical Data Management в России, да и во всем мире – непаханое поле, мы поняли, что нужно выходить на рынок с новым продуктом».
Весной 2014 года часть команды ОСТ – дата-менеджеры, биостатистики и программисты, перешла в проект DataMatrix, новую компанию. И теперь мечта Шарова – сделать из «ДатаМатрикс» «Лабораторию Касперского» (то есть признанный в мире российский бренд), но только на рынке ПО для клинических исследований и биостатистики.