Vladimir Godnik / Getty Images
Краткий пересказ книги Яны Франк «Муза и чудовище: как организовать творческий труд» (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013).
Контекст
Книга посвящена системе организации творческой деятельности (под «творческой» понимается работа журналистов, дизайнеров, ученых, художников, писателей и всех, кому в силу сферы занятости не подходят обычные лайфхаки по тайм-менеджменту), придуманной автором – блогером и дизайнером Яной Франк – во время болезни. Франк утверждает, что благодаря этой системе смогла совмещать преподавание, работу дизайнером и свои многочисленные хобби с хождением по врачам.
Она критикует распространенный в массовой культуре миф о необходимости беспорядка и вечного аврала в работе художника и предлагает систему тайм-менеджмента для творческих людей. Франк спорит с идеей несовместимости дисциплины и творчества и дает четкие, но достаточно гибкие правила управления творческим процессом.
Находим время
Вечная нехватка времени – чуть ли не главный бич современности. Но если «обычные люди» устремляются ко всевозможным системам тайм-менеджмента, то в творческой среде работать аврально, по ночам и исключительно приступами, когда нахлынет вдохновение, считается признаком истинного гения. Творцу не пристало работать по графику, а недостающие часы вроде бы можно забрать у сна, отдыха и уборки. Но так ли это на практике?
В реальности захламленное помещение, например, не только угнетает и вызывает тоску, но и сильно мешает работе: чтобы найти нужную книгу или другой предмет уходят драгоценные часы, которые можно было бы потратить на творчество. Вдохновение убивает не порядок, а необходимость убраться в заваленной до потолка квартире. Эффективность не повышает и долгая непрерывная работа. Кажется, что если много работать, успеешь больше. На деле, спустя 8–9 часов работы продуктивность сильно падает. Уставший человек решает задачи медленнее и допускает в разы больше ошибок. И, наконец, самое вредное – это лишать себя сна. Доказано, что 24 часа непрерывной работы по эффективности практически равны двум дням работы по 8 часов, а вот восстанавливаться после такого придется значительно дольше.
Откуда же тогда брать время? Если спросить человека, на что он тратит большую часть дня, скорее всего ответ будет – на работу. Многие сидят в офисе и по 10, 12, 14 часов. Однако почти никто не работает больше 8 часов чистого времени, а чаще всего – 6, 4, а то и 2. Остальное тратится на перекуры, «пять минут» в фейсбуке и организационные вопросы, которые иногда решаются часами.
Чтобы найти это потерянное время и оценить масштаб катастрофы, достаточно провести простой эксперимент: в течение трех дней стараться записывать каждое сделанное дело и потраченное на него время. Не нужно подробностей, достаточно коротко, но четко описать суть: «почта – 15 минут», «перекур – 30 минут». Дела надо разбивать на как можно более мелкие, записи вроде «работа – 14 часов» не годятся, так как в это время вы занимались огромным количеством разных вещей.
Часто, особенно в первый день записи, человек «теряет» 4, 5, а то и 7 часов своей жизни, а когда начинается разбор – куда же ушло время, выясняется много удивительного.
После такого эксперимента оказывается, что на реальную работу тратится совсем мало времени, зато невинные отвлечения растягиваются, а к некоторым простым пятиминутным делам люди морально готовятся часами. Аудит своего времени может вызвать огромное недовольство собой, но с полученным материалом уже можно работать.
Рутина, важные мелочи и большие планы
После проведенного хронометража получается список всевозможных дел, которые можно условно разбить на несколько категорий: рутина, важные мелочи и большие планы.
В рутину уходят все простые, механические и скучные дела, которые при этом необходимо делать регулярно: мытье посуды, составление отчетов, оплата счетов и т. п. Если выполнять их регулярно, вскоре они входят в привычку и делаются уже без участия эмоций и с минимальной затратой энергии.