Александр Колбасов / ТАСС
Сегодня все говорят про необходимость структурных реформ. Без них экономика продолжит буксовать. Но что конкретно нужно делать, в чем должны состоять структурные реформы? Успешных примеров не так много, и, как правило, это опыт других стран. Но, как часто бывает, лучшая реформа – это та, о которой меньше всего слышно.
Речь об угольной промышленности. К сожалению, мы вспоминаем о ней только в связи с очередной трагической аварией, или когда голодные шахтеры касками стучат по Горбатому мостику. Между тем, опыт трансформации отечественной угольной промышленности заслуживает особого внимания.
20 лет без происшествий
Каменный уголь добывали еще древние греки и римляне. В 18 веке изобретение парового двигателя превратило уголь в главный промышленный энергоноситель. Только в начале 20 века уголь уступил эту стратегическую роль нефти и газу, сохранив, однако значительную долю в энергетическом балансе, как дешевое, не очень качественное топливо и сырье для металлургии.
За последние полвека глобальная угольная промышленность прошла радикальную трансформацию. Под действием конкуренции производство сместилось из промышленно развитых стран – Великобритании, Германии, США – в страны, где добыча дешевле в силу природных факторов или дешевой рабочей силы: Австралию, Китай, Индию. Сместился в Азию и основной спрос. Сегодня две страны имеют ключевое значение для мирового рынка угля.