NYPL / Science Source / Getty Images

Краткий пересказ книги Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» (М., Corpus, 2016).

Контекст

Так эволюционно сложилось, что все новое вызывает у нас стресс и отторжение. А все знакомое и привычное – удовольствие и уверенность, что все идет как надо. Это состояние называется ловушкой когнитивной легкости. И когда некто разрушает то, что казалось нам незыблемой истиной, лишая нас этого чувства, мы впадаем в стрессовое состояние. Если дело происходит в интернете, начинается «холивар»: ожесточенная война всех против всех по какому-нибудь теоретическому вопросу, которая ведется без всякой надежды, да и без цели переубедить оппонента.

Книга Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» – золотой стандарт холивара. Во-первых, она легко и интересно читается. Во-вторых, каждое предложение в ней подкреплено армадой ссылок на научные исследования и логических доказательств. В-третьих, Ася не ставит задачу кого-либо переспорить и заставить поверить себе на слово: «Моя основная задача – срубить сук, на котором сижу, и сделать так, чтобы читатель меньше зависел от научного журналиста в поиске и анализе информации. Если моя книжка подвигнет какого-нибудь возмущенного читателя погрузиться в чтение научных публикаций ради того, чтобы аргументированно доказать, что я ничего не понимаю, – этот результат меня полностью устроит». Впрочем, победа все равно за Асей: «Любая деятельность, которой мы уделяем время, изменяет нейронные сети. Это действительно так. Если вы что-нибудь запомните из моей книжки – это означает, что я анатомически изменила ваш мозг. Простите».

Медицинские холивары

Двести лет назад, когда немецкий врач Самуэль Ганеман изложил принцип лечения «подобного подобным», гомеопатия не была псевдонаукой. На фоне конкурирующих методов в виде кровопусканий, клистиров, препаратов ртути и мышьяка идея Ганемана была, по крайней мере, безвредной и тоже работала. Лондонские архивы хранят записи о том, что во время холерной эпидемии 1854 года в обычных госпиталях умерло 53,25% больных, а в гомеопатическом – только 16,4%. Убедительное доказательство эффективности метода с поправкой на XIX век.

Сегодня мы живем в XXI веке, умеем контролировать ВИЧ и диабет, лечить рак и ставить роботизированные протезы. Гомеопатия тоже старается следовать за прогрессом и придумывает забавные мелкие новшества вроде препарата оциллококцинум, который приносит своим производителям только в России 2,65 млрд рублей в год. Но в основном гомеопаты по-прежнему растворяют теоретически вредные вещества до их практического исчезновения так, как завещал Ганеман.

Нет, гомеопатия действительно помогает, только на уровне плацебо. Это лучше, чем полное отсутствие лечения, но хуже, если сравнивать эффективность сахарных шариков с нормальными препаратами. Помогает даже сам прием у гомеопата, поскольку уже оказывает психотерапевтический эффект на больной организм приятной беседой. Правда, если у вас грипп, лучше сходите к терапевту или сделайте (заранее) прививку.

Аутистом после этого вы не станете. Этот миф родился в 1998 году после публикации исследования Эндрю Уэйкфилда. Он якобы обнаружил связь между вакцинацией от кори и развитием аутизма у детей, которая подкреплялась анализами данных двенадцати придирчиво отобранных младенцев. Все это повергло в шок британских родителей. Но в 2004 году были опубликованы неопровержимые доказательства, что Уэйкфилд ошибся и его лишили врачебного звания. Правда, за это время корь снова стала в Соединенном Королевстве эндемичной болезнью. А идеи Уэйкфилда теперь лихорадят Россию. «В любой спорной области всегда есть какая-нибудь Одна Научная Статья, на которую очень активно ссылается широкая публика в контексте “Смотрите, смотрите, ученый тоже с нами!”. При этом если почитать первоисточник, то обычно выясняется, что там все далеко не так гладко, как в десятках пересказов на популярных сайтах».

Смысл вакцинации в том, чтобы научить иммунную систему запоминать вирусы и оперативно бороться с ними. Запуск иммунного ответа организма – процесс, который занимает 8–10 дней. Многим бактериям и вирусам достаточно 3–4 дней, чтобы нас убить. Другое дело, когда иммунитет уже натренирован, узнает врага в лицо и разворачивает боевые действия за три или один день. В такой ситуации мы можем даже не заметить, что болели. Или болезнь пройдет гораздо легче, чем могла бы. Поэтому убеждать окружающих в том, что прививки – зло, можно, только если вы сами привиты, но вас достали очереди, в детсадах или метро.