Анатолий Гаранин / РИА Новости
22 июня 1941 года Гитлер напал на Советский Союз – началось столкновение двух самых абсолютных и жестоких диктатур, существовавших в тот момент в мире. То, что первым ударил Гитлер, вообще-то можно счесть исторической случайностью. Сталин тоже собирался напасть на Германию, сначала в 1940 году, потом в 1941-м.
В феврале 1940 года, еще до окончания финской войны, в директиве наркома ВМФ Николая Кузнецова в качестве вероятных противников были названы Германия и ее союзники. Еще до заключения мира с Финляндией Политбюро приняло решение о спешном расстреле в апреле и первой половине мая 25 тысяч находящихся в советских тюрьмах и лагерях польских офицеров, государственных служащих и представителей польских имущих классов и интеллигенции. Ведь в случае начала войны между СССР и Германией пленных поляков пришлось бы освободить и передать в распоряжение польского правительства в изгнании, которое тогда находилось в Париже. Но Сталин решительно не хотел оставлять их в живых. Ведь все эти офицеры, профессора и чиновники попытались бы воссоздать независимую от СССР Польшу, чего советский диктатор абсолютно не желал.
А после окончания финской войны было решено отложить до 1 июля 1940 года демобилизацию. Сталин знал, что весной Гитлер обязательно начнет большое наступление против Франции, и надеялся, что вермахт завязнет на «линии Мажино». А тогда Красная армия уже в июле ударит «другу» Гитлеру в спину через практически незащищенные Польшу и Восточную Германию (там тогда оставалось лишь 10–12 немецких дивизий).
Однако Гитлер слишком быстро сокрушил сопротивление Франции, и Сталин отложил нападение на 41-й год, опасаясь, что летом 40-го ему придется иметь дело с основными силами вермахта.