Курбан-байрам возле Московской соборной мечети. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Курбан-байрам возле Московской соборной мечети. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

В конце прошлой недели по федеральным СМИ стремительно разнеслась новость, что в московских школах, расположенных недалеко от Соборной мечети, торжественные линейки, посвященные Дню знаний, переносятся с первого на четвертое сентября в связи с главным мусульманским праздником Курбан-байрамом. Общественная реакция на эту весть имела преимущественно негативный, а местами и вовсе ксенофобский характер. Однако за антиисламскими обвинениями скрываются вполне светские проблемы.

Светское государство?

Начать стоит с ответа тем, кто напирает на недопустимость переноса светского праздника в угоду религиозному в светском государстве. Такой случай переноса праздника в современной России вовсе не является прецедентом. Так, в 2016 году православная Пасха выпала на первое мая – Праздник весны и труда, ввиду чего в ряде российских регионов по инициативе местных властей и руководителей профсоюзов были отменены официальные первомайские демонстрации (Крым, Сургут, Калуга, Тамбов). Поэтому тезис хранителей отечественного благочестия о недопустимости даже малейшей уступки клерикалам отметается. Светскость России уже не раз проверяли на прочность, введя институт военных капелланов, ОРКСЭ в школах, протащив закон о защите чувств верующих, передав Исаакиевский собор РПЦ и отдав столичные парки под строительство церквей. Не стояли ли вы, поборники российской светскости, в пробке на Кутузовском проспекте, вызванной кортежем патриарха? Не ждали ли вы, когда пройдет по Невскому проспекту крестный ход? – значит, не покушение на светскость разжигает в вас негодование.