Как показали выборы 2018 года в Приморском крае и других регионах, власть в России по-прежнему использует фальсификации и административный ресурс, чтобы добиться нужного электорального результата. Важнейшая часть этого административного механизма – школьные учителя, которые составляют не менее половины членов участковых избирательных комиссий, а также имеют массу возможностей для агитации за кандидатов от власти. Сегодня учителя – вероятно, ключевая группа, способная повлиять на официальные результаты голосования.
В недавнем исследовании я попробовала оценить, насколько велико это влияние, какие факторы делают учителей уязвимыми для давления сверху, и как общество может отреагировать на эту проблему.
Каков «вклад» учителей в итоговый результат президентских выборов
В анализе я оценивала влияние учителей не на количество голосов, полученных Владимиром Путиным в 2012 году, а на изменение региональных результатов кандидатов от власти на президентских выборах между 2008 и 2012 годами. В 2008 году Дмитрий Медведев был довольно популярен среди населения, что позволило губернаторам обеспечить красивый результат на выборах сравнительно просто, но в 2012-м поддержка режима существенно снизилась, и эта ситуация стала стресс-тестом для административного ресурса.
В среднем по стране поддержка кандидата от власти снизилась на 6,7%, однако ситуация сильно различалась по регионам, от снижения на 25% в Москве до роста на 11% в Чечне. Регионы с сильным административным ресурсом сумели удержать или даже повысить официальный процент голосов за власть, а там, где ресурс был слабее, этот процент снизился.