Фото: Fortitude Press / Barcroft Media / TASS

Фото: Fortitude Press / Barcroft Media / TASS

В начале года социальные сети утонули в потоках постов с тегом 10YearChallenge: люди выкладывали свои фотографии 10-летней давности параллельно со свежими снимками. Пользователи по всему миру активно включились во флешмоб, даже несмотря на подозрения, что челлендж появился из-за желания Facebook натренировать свои (или чьи-то еще) алгоритмы распознавания лиц.

Акции со старыми и новыми фотографиями неизменно производят впечатление, и дело не только в конкретном тренде в рамках фейсбука или инстаграма. По смыслу 10YearChallenge похож на все истории «до и после», которые десятилетиями использовались в самых разных сферах – от клиник эстетической медицины и фитнес-центров до передач вроде «Квартирного вопроса» и приютов для животных: фото несчастного пса или кота, подобранного на улице, особенно действенно на фоне фотографии счастливого животного, нашедшего любящих хозяев. Чем же так цепляют подобные примеры и так ли они безобидны?

Людям сложно устоять перед историей трансформации. Существует простое объяснение, почему это так, отмечает психолог Памела Ратледж, специализирующаяся на влиянии медиа. «Социальные когнитивные теории основаны на том, что человек учится через наблюдение, – говорит она. – И наблюдает он не только как ведут себя в таких-то обстоятельствах другие люди, но и результаты поведения». В процессе такого обучения на наше поведение скорее повлияют те примеры, где мы увидели положительный и достижимый результат. Фотографии «до и после» убеждают нас в том, что желаемого можно добиться, – из-за этого они и кажутся такими вдохновляющими и мотивирующими.