Кадр из мультфильма «Королевский корги». Иллюстрация: Lionsgate

Кадр из мультфильма «Королевский корги». Иллюстрация: Lionsgate

На прошлой неделе киносети выдвинули ультиматум Министерству культуры: если прокатное удостоверение не будет выдано бельгийскому мультфильму «Королевский корги», они не поставят в прокат российскую премьеру – мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра». В праздничный уикенд «Гурвинека» показали лишь в половине кинотеатров России, в основном в однозальных, что повлияло на его кассовые сборы.

«Кинотеатры бойкотируют какой-то мультфильм» – до широкого зрителя новость о том, что происходит на рынке киносетей, дошла примерно в таком виде. Самые внимательные припомнят имя Гурвинек (мультипликационный герой из «братских стран» знаком зрителям по советским временам). Но детали бойкота мало кого интересуют. В таких случаях у обывателя наготове универсальное объяснение: «это бизнес-разборки», «дерутся за свои бабки». Слово «бабки», кстати, исчерпывающе описывает картину мира говорящего: тут и презрение к тому, у кого бабки есть, и готовность считать всех, кто зарабатывает, потенциальными обманщиками, и одновременно – трудно скрываемая зависть к ним же. Кстати, такое отношение к деньгам – важнейшему понятию нашей жизни – в массовом сознании не изменилось, по сути, с 1987 года, со времен начала кооперативного движения.

Тем более важно объяснить, почему первый коллективный бойкот киносетей против политики Минкульта является важной вехой в истории российского частного бизнеса.