Прошлое человечества, несмотря на множество археологических и палеонтологических находок, сегодня выглядит даже более загадочно, чем полвека назад, утверждает в эссе для Atlantic Мелвин Коннер, профессор антропологии Университета Эмори. Поиск доказательств существования протолюдей идет полным ходом, но у ученых возникает больше вопросов, чем ответов.
Впрочем, изучение эволюции человека не ограничено ископаемыми камнями и костями. Многие настаивают на изучении наших нечеловекообразных родственников. Британский приматолог и антрополог, профессор Гарвардского университета Ричард Рэнгем недавно издал свою третью книгу «Парадокс добродетели» (The Goodness Paradox: The Strange Relationship Between Virtue and Violence in Human Evolution). В ней он не только раскрывает удивительные факты из арсенала генетиков и биологов, но и вступает в древний философский спор, в котором в свое время принимали участие Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо – о том, как понимать связь агрессии и сотрудничества в людях.
Почему сегодня мы куда менее жестоки (это распространяется почти на все культуры), чем наши ближайшие предки из стана приматов (шимпанзе)? Почему насилие, направленное одной группой людей против своих врагов, столь разрушительно? Может ли жестокость быть двигателем эволюции?
Интересно, как часто бонобо, ну или шимпанзе, вооружаются палками и камнями и идут войной на соседнее племя? Как часто они устраивают лагеря смерти и геноцид своих коллег по виду? Или, получается, они еще менее «мирные», чем человек?
бонобо - никогда, у них и обычное убийство тет-а-тет большая редкость, а вот обычные шимпанзе - часто.
Тогда о каком снижении агрессии можно говорить? Человек всегда был куда более живодером, чем его предки-приматы. И последние века хоть что-то поменяли, но не отучили идти войной брата на брата
дружеская потасовка. Работа на публику.
.
https://www.youtube.com/watch?v=41VhTWXOsKs