Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Постоянно звучащий упрек в адрес лидеров российской оппозиции в том, что они не рисуют никакую «позитивную картину будущего», а лишь реагируют на давление власти, справедлив только отчасти. Необходимо учитывать, что отечественное протестное движение существует в средневековых рамках, совсем не свойственных развитому европейскому обществу XXI века. Мало того, что оно искусственно маргинализировано и выдавлено за пределы легального политического процесса, так еще и те методы, с помощью которых режим борется не только с оппозицией, но и вообще с любой независимой повесткой, выдвигаемой гражданским обществом, цивилизованными никак не назовешь.

Причем циничное и хладнокровное игнорирование права становится повсеместной практикой. Кроме того, в качестве инструментов подавления используются не только государственные институты (силовые структуры, суды, идеологическая обслуга), но и частные компании, контроль над которыми со стороны власть имущих не позволяет владельцам избежать столь постыдной роли. Достаточно вспомнить иск к московским демонстрантам со стороны ресторана «Армения».

В этих условиях формулирование долгосрочных планов выглядит совсем непростой задачей. Но в то же время надо понимать, что отсутствие согласованной стратегии с четким видением конечной цели создает даже у потенциально оппозиционной аудитории ощущение неуверенности, снижает мотивацию.