Владимир Путин. Фото: Markku Ulander / Lehtikuva / Reuters

Владимир Путин. Фото: Markku Ulander / Lehtikuva / Reuters

Маячит ли новая Гражданская?

Есть ли у критиков созданного Путиным режима какие-то идеи относительного будущего, которые можно было бы считать если не программой, то хотя бы вводной частью к ней? Очевидным образом есть, и можно даже сказать, что на всех прошлых развилках истории у критиков режима было гораздо меньше понимания, куда идти и что делать, чем сейчас. А значит нет смысла пугать себя повторением Гражданской войны 1918–1920 годов или экономическим коллапсом 1990–1991 годов.

Во время краха монархии Романовых ключевыми вопросами, стоявшими перед Россией, были война и земельный вопрос. Именно неспособность Временного правительства дать удовлетворяющие общество ответы на эти вопросы вымостила дорогу во власть большевикам. Кроме того, нельзя забывать о тогдашней демографии: Россия была полнокровной крестьянской страной с миллионами молодых мужчин, имеющих на руках оружие и готовых его употребить для решения все того же земельного вопроса.

Крах СССР и все связанные с тем временем негативные воспоминания о всеобщем упадке сводятся к коллапсу государственной плановой экономики. Из-за того, что руководству страны приходилось заниматься не столько политическими реформами, сколько демонтажом социалистической экономики и созданием условий для формирования рыночной, результаты политических преобразований оказались сомнительными и в итоге привели к демонтажу демократии.