В хоррор-драме историка Олега Соколова есть место режущему диссонансу – между почти кинематографически насыщенной сценографией и узкой гильдейской проблематикой.
Что видит обычный наблюдатель и интернет-зевака? Такой уже привычный кровавый анекдот: 61-летний преподаватель не смог утопить части расчлененного тела своей студентки-любовницы потому, что слишком много выпил для храбрости. Поскользнулся и упал в Мойку, наверное, еще комично кричал о помощи. После собирался покончить жизнь в мундире Наполеона – почти идеальное эстетическое сочетание страшного, сентиментального и смешного, высокой и низкой культур, «чисто питерское убийство», почти фильм фон Триера. Из разряда историй о том, как один мужик на Руси выстрелил другому в голову в ходе спора о Канте. Действует освежающе на фоне монотонного потока новостей о полицейском насилии, политических репрессиях и коррупции.
Гораздо больше значения делу придают, по понятным причинам, представители двух групп – активистки и студенты. Для первых это, увы, далеко не первая история об отрезанных кистях: мы все еще живем в стране, где женщин систематически насилуют и избивают за закрытыми дверями, правоохранители отказывают в помощи даже выжившим жертвам маньяков, несовершеннолетних дочек монстра судят за предумышленное убийство, а Госдума как могла оттягивала принятие закона о домашнем насилии. И все это под охи и вздохи фейсбука по поводу разгула феминизма, феминитивов и «обратного сексизма». Вторые – а это, конечно, не только учащиеся, но и преподаватели, выпускники и вообще все, кто связан с академической средой, – прекрасно знают, что кровавый эксцесс историка Соколова случился не на пустом месте. Да, профессора вступают в отношения со своими студентками, успокаивая совесть мнимой консенсуальностью; а там, где не вступают, позволяют себе скабрезности и нарушение личных границ как норму (тут всегда можно оправдаться старомодностью).