То самое море, которое когда-то спасало Венецию от варваров и сделало ее знаменитой, сейчас регулярно угрожает затоплением. Каждый год примерно тысяча венецианцев покидает родной город. Население Венеции сократилось со 175 тысяч в послевоенные годы до 55 тысяч человек сейчас. Бегство венецианцев объясняется как массовым туризмом (ежегодно город посещает более 36 млн человек), так и регулярными наводнениями.
Ученые объясняют регулярные наводнения и «природной уязвимостью» города, построенного на 118 островках; и быстро растущим уровнем морей; и погодой, которую все труднее прогнозировать; и постоянным движением тектонических плит, приводящим к понижению почвы; и углублением дна в лагуне для того, чтобы в Венецию могли заходить танкеры и круизные лайнеры; и многим другим. Наводнения давно стали нормой жизни для венецианцев. Их количество растет, но ноябрьское наводнение выделяется масштабами. Вода поднялась на 187 см и всего 7 см не дотянула до абсолютного рекорда (в ноябре 1966 года уровень воды в Венецианской лагуне поднялся на 194 см).
Венеция на коленях
В результате сильнейшего за полвека наводнения четыре пятых Венеции скрылось под водой. Вода превратила площади Жемчужины Адриатики в озера, залила первые этажи дворцов и музеев, церквей и соборов, гостиниц, кафе и ресторанов. Морская вода, которая приносит разъедающую фрески и мрамор соль, в шестой раз за 1200 лет проникла в святая святых города – собор Святого Марка.
Во время наводнения передвигаться по Венеции можно было исключительно на плавсредствах. При этом проход гондол и катеров под низкими старинными мостами был затруднен из-за поднявшейся воды. Высокая вода – или, как называют такие сильные наводнения сами венецианцы, – acqua alta смыла большинство причалов у гостиниц, поэтому постояльцам приходилось садиться в лодки и водные такси… через окна. Гостиничные номера на первых и цокольных этажах были затоплены, так что гостям Венеции пришлось переселяться на более высокие этажи. По этой же причине, кстати, венецианцы уже давно не живут на первых этажах подавляющего большинства жилых домов.
Ущерб, причиненный ноябрьским наводнением, оценивается в сотни миллионов евро. Двое человек погибли, несколько дней были закрыты школы. Все запасы резиновых сапог, плащей и зонтов, которые хранятся в гостиницах, были использованы по прямому назначению.
Мэр Венеции Луиджи Бруньяро объявил в городе чрезвычайное положение. По его словам, такие сильные наводнения оставляют на городе незаживающие раны. А глава области Венеция Лука Зайя назвал наводнение «апокалиптической катастрофой» и заявил, что город стоит на коленях.
В первый день зимы в Венеции прошел референдум об автономном управлении, которого лишил город в 1926 году Бенито Муссолини, объединив его с материковым районом Местре.
Организаторы референдума, не без оснований утверждающие, что автономия поможет эффективнее бороться с наводнениями, очень надеялись, что ноябрьский потоп поможет им победить, но просчитались – кстати, уже в пятый раз за последние годы. Референдум признан несостоявшимся, потому что явка вместо необходимых 50 составила 21%. Возможно, горожане были заняты ликвидацией последствий наводнения, а может, они еще не окончательно разуверились в помощи центра и в том, что Рим наконец-то защитит их от acqua alta.
14 ноября Венецию посетил премьер-министр Италии Джузеппе Конте, а глава парламентского комитета по транспорту Алессандро Морелли направил в город комиссию. И Конте, и Морелли, и другие итальянские политики в один голос говорили о необходимости скорейшего завершения проекта «Моисей».