Скриншот игры World of Tanks

Скриншот игры World of Tanks

Вокруг идеи электронного голосования в России началась какая-то нездоровая возня, которую уже невозможно игнорировать.

Во-первых, тема всплыла еще на последних выборах в Мосгордуму, когда в некоторых округах избирателям предложили голосовать электронно. С учетом того, что допуск к выборам осуществлялся традиционным способом и в интересах нужных кандидатов, электронное голосование не привнесло никаких сюрпризов и даже более того – в одном из округов депутату от ЕР удалось победить именно благодаря электронному голосованию, что само по себе является важнейшим аргументом против любых тезисов о его самоценности и полезности в нынешних условиях.

С лета же идут разговоры о том, что и подписи в поддержку кандидатов надо собирать не вручную, а на сайте госуслуг, и начались они как реакция на происходившие тогда безобразия. Цель разговоров, как теперь понятно, была терапевтической – мол, сейчас, конечно, все как-то криво и косо, но вы потерпите, в следующий раз все уж точно будет честно и электронно! Несмотря на то, что никаких практических шагов в эту сторону так и не было сделано, вопрос продолжает муссироваться – очевидно, в рамках универсальной кампании власти «подождите еще немного и случится прорыв!»

Виртуальные танки электронной демократии

Во-вторых, сразу после каникул об электронном голосовании снова заговорили – после того, как создатель игры World of Tanks Вячеслав Макаров заявил о намерении создать в России «Партию прямой демократии», главной и едва ли не единственной целью которой, судя по его публичным выступлениям, станет именно внедрение электронного голосования – и во внутрипартийной жизни, и вообще в стране. Трудно понять, насколько господин Макаров искренен, но его последовательное нежелание давать оценки уровню демократии в России и сведение всех ее проблем только к процедуре голосования бюллетенями заставляет наблюдателей серьезно подозревать его в участии в политических играх власти.

Как и во время выборов Мосгордумы, без ответа остается важнейший вопрос: как замена традиционного голосования электронным сделает выборы честнее и прозрачнее с учетом политики методичного недопуска к участию в выборах неудобных власти кандидатов.

По сути, господин Макаров проповедует идею, обкатанную на выборах Мосгордумы: хотите перемен, хотите демократии, хотите цифровизации? Извольте, вот вам электронное голосование, выбирайте с его помощью любого из допущенных к выборам персонажей, и заранее смиритесь, что победит тот, кто нужен начальству. Представляется, что сама по себе идея подмены давно назревшей реальной демократизации новыми формами имитации владеет умами чиновников Администрации президента и далеко выходит за рамки весьма карикатурного политического проекта господина Макарова.

Демократия и выборы

Начнем с того, что само по себе голосование в любых его видах – это далеко не главный признак существования в стране демократии и тем более не та процедура, которая гарантирует что-то кому-то. Голосуют люди и в КНДР и Китае, голосуют в Афганистане и у нас – но значит ли это, что само по себе голосование как-то делает власть ближе к гражданам или делает власть более народной? Совсем не факт.