Хронология спецоперации АП по изменениям Конституции, которые должны дать Владимиру Путину возможности влиять на власть и после ухода с президентского поста, впечатляет даже хорошо знакомого с управляемой российской демократией человека. 15 января Путин объявляет о желании поменять главный закон страны, вечером того же дня на сайте Кремля появляется список членов рабочей группы, которые должны работать над поправками. На следующий день с группой встречается президент, 17 января она проводит первое заседание – и обещает облечь президентские идеи в бумагу. Небольшой антракт на выходные. 20 января поправки вносятся в Госдуму. Причем выясняется, что Совет Федерации, комитеты и фракции Госдумы, правительство, Верховный и Конституционный суды, Счетная палата и власти регионов должны за день рассмотреть их, и не просто рассмотреть, а предоставить отзывы. Чудо произошло. 23 января депутаты успели принять поправки в первом чтении без единого голоса против. Вы находитесь здесь.
Спешка ради спешки
Что дальше? 11 февраля Госдума соберется, чтобы принять поправки во втором чтении. За эти две недели мы, наверняка, услышим еще много новостей и предложений: например, вроде идеи создать муниципальную казачью милицию. К концу февраля, например, к Дню Советской армии документ дооформят в третьем чтении и одобрят в Совете Федерации (символизм в Кремле со времен ушедшего из АП Владислава Суркова любят). До подписания президентом поправки должны одобрить две трети заксобраний, но как мы убедились, они могут управиться с любым сложным вопросом за день. Сценарий простой и четкий, почти классицистский – единство времени и действия соблюдено пусть и не рамках суток, но явно просматривается.
Кремль долго мучился и подступался к изменениям в Конституции, которые бы позволили сохранить Владимира Путина в системе власти после истечения его второго (он же четвертый) срока. Вопросов была масса. Как объяснять обществу грядущие перемены, ведь долгое время граждан приучали к благу стабильности, в том числе и в отношении Основного закона страны? Кому править Конституцию – новому созыву Госдумы, или нагрузить этим уходящий состав депутатского корпуса? Когда собственно запускать реформу – загодя, чтобы успеть устранить сбои в случае их появления, либо мгновенно, чтобы публика не успела ничего понять?
Решение выбрали самое бесхитростное и простое – объявить о переменах в ходе президентского послания, которое давно не использовалось как средство оглашения политических планов Кремля. Дальше гнать так, чтобы граждане не успевали опомниться от новостей, которые сыплются на их головы. АП явно хотела добиться эффекта максимальной неожиданности – никаких анонсов «источники на Старой площади» не делали. Кроме того, накануне послания Кремль запустил парад новых партий, который открыл создатель игры World of tanks Вячеслав Макаров. Политизированная общественность обсуждала танки, а не грядущую будто бы рутинную речь Путина. Люди не должны были сразу понять, что вообще происходит. В принципе, расчет оправдался: многочисленных акций протеста мы не видим. Оппозиционер Алексей Навальный вообще предлагает не обращать внимания на изменения в Конституции, текст которой он считает враждебным обществу.
Эффект во многом был достигнут благодаря нарочитой театральности или даже кинематографичности событий – вот Путин говорит привычные слова о новых социальных выплатах. Потом план резко меняется, и президент начинает говорить о поправках в Конституцию. Камера перемещается – теперь в кадре рабочая группа, сцена с ней не успевает закончиться, как возникает новый ракурс – документ уже в Госдуме. Параллельно развивается другой захватывающий сюжет – отставка Дмитрия Медведева и правительства с последующим назначением Михаила Мишустина и новых министров. Сценок в сюжетных линиях достаточно, чтобы каждую из них никто не успел серьезно обсудить, – это не спектакль, не фильм, а сериал.
Динамичной постановке АП можно поаплодировать.