Владимир Путин во время обращения к гражданам. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин во время обращения к гражданам. Фото: kremlin.ru

Пять с лишним лет назад мне случилось сопровождать в поездке по Эстонии тогдашнего главу президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова. И вот что меня поразило тогда из сказанного мне «кремлевским правозащитником»: он три раза посмотрел фильм Алексея Германа «Трудно быть богом». Почему именно целых три (фильм-то крайне тяжелый, изобилует жестокими сценами), Михаил Александрович уточнять не стал, дал лишь понять, что сделал это не в силу рабочей необходимости.

Вспомнил я об этом, когда в очередной раз задумался: насколько вероятна в России практическая реализация мрачного императива братьев Стругацких: «Вслед за серыми всегда приходят черные»? Ведь сегодня страна сталкивается с угрозой серьезного социально-экономического кризиса, который в связке с усугубившейся эпидемиологической ситуацией способен выбить остатки веры в правоту режима даже у «молчаливого большинства».

Вряд ли можно считать совсем уж-таки «подброшенными» извне множащиеся разговоры о серьезном кризисе внутри правящей элиты. С такой категоричностью и уверенностью об этом в прежние годы путинского правления не говорили. Не было и такого преобладания антирежимной критики в комментариях к бравурным новостям на сайтах органов государственного агитпропа.

Да и много чего не было. Вот почему прозвучавший с парламентской трибуны призыв Володина «защитить» Путина (которого спикер парламента назвал главным «преимуществом» России) и появившаяся вслед на сайте «Бизнес онлайн» статья «Кремль готовится противодействовать госперевороту?» не кажутся такими уж нелогичными или экзотичными.

На фоне нынешнего обвального падения цен на нефть вспоминается еще один володинский перл – «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России».

Россия, которую мы потеряем

Но Россия, которую мы потеряем (с уходом Путина), уже не кажется идеальной страной для жизни подавляющему большинству населения, в том числе тем 70 процентам, которые наш верховный главнокомандующий вдруг причислил к «среднему классу». Хотя это вовсе не означает, что это самое большинство проголосует на «всероссийском голосовании» против конституционных поправок или каких-либо иных эпохальных новаций.

И тем не менее, в Кремле прекрасно понимают, что народная вера в «мудрость вождя» будет неизбежно быстро испаряться по мере опустошения закромов родины и кошельков наших граждан. На этом фоне никакая сверхмобилизация в борьбе с коронавирусом вместе с последующим массовым отмечанием победы над ненавистной заразой уже вряд ли поможет.