Сегодня руководство страны настойчиво призывает граждан «не сеять панику». И я к этому призыву полностью присоединяюсь. Но что-то же сеять надо. Конечно, хорошо бы – разумное и доброе. (На вечное не претендую). Но для этого нужно иметь соответствующий посадочный материал. А с этим как раз проблемы. Каких-то успокаивающих умиротворяющих или бодрящих сюжетов в пределах прямой видимости не наблюдается.
Минувшая среда стала для российской коронавирусной эпопеи, которая только набирает обороты, важным днем. Около четырех часов с телеобращением выступил президент, а затем настала очередь московского мэра, что вполне объяснимо, поскольку столица постепенно становится центром проблемы – тут зафиксировано наибольшее число зараженных ужасным вирусом. Первые заболевания коронавирусом со смертельным исходом также пришлись на Москву. И в тот же день в Совете Федерации выступил министр обороны Сергей Шойгу. Выступление это осталось в тени информационной повестки, а, возможно, напрасно, потому что сегодня мы особенно внимательно должны прислушиваться к словам первых лиц государства в надежде… Я собирался закончить эту фразу описанием наших ожиданий от слов руководителей страны, но, пожалуй, в этом месте и оборву. Нам всем нынче очень важно именно надеяться на благополучный исход всей этой страшной напасти, что обрушилась на весь мир. Министр Шойгу рассказал про достижение паритета с Североатлантическим альянсом, комплексы «Искандер» и российскую оппозицию. Последней теме Сергей Кужугетович уделил особое внимание. Оказывается, «резонансные обвинения против России подхватывает прозападный оппозиционный дивизион, регулярно обучаемый за рубежом. Прикрываясь законами о СМИ, его активисты пытаются проникать на военные объекты, охотятся за родственниками и свидетелями. Лезут в госпитали, где лежат наши раненые, на кладбища, на поминки, в семьи наших погибших ребят. Снимают входы и выходы из наших закрытых объектов и выкладывают в интернет». Далее министр обратился к сенаторам с призывом «отрегулировать законодательство в этой части». А уже сегодня сенатор Клинцевич разъяснил, что министр обороны говорил о Законе о СМИ, который, видимо, позволяет оппозиционным журналистам лезть на кладбища и на поминки, что, конечно, недопустимо. Следовательно, требуется корректировка, чтобы оградить родные вооруженные силы от посягательств… Казалось бы, какое все это имеет отношение к проблеме эпидемии, которая тут набирает обороты? Самое, скажу я вам, непосредственное. Как будто отечественные власти никогда не пользовались удобным случаем, чтобы под шумок не ужесточить законодательство. Например, отменить губернаторские выборы, как это было после трагедии в Беслане. Конечно, какое-то число граждан страны с одобрением относятся к любым попыткам окоротить оппозицию и СМИ, но, подозреваю, что большинству соотечественников сегодня все же не до этого. Однако одними только проблемами оппозицией инициативы правительства в законотворческой сфере не ограничились.
Понятие "свобода" есть только в несменяемой главе Конституции о правах человека, предназначена эта глава для внешнего употребления: смотрите, свобода у нас есть. Для внутреннего употребления есть масса законов, отменяющие эту статью с одобрения Конституционного суда. Так что граждане России имеют полную свободу не пользоваться своими правами и свободами, поскольку пользование ими по мнению власти нецелесообразно.
Целесообразность - это то, что выше свободы. Причем так думают не только представители власти, но и значительное число представителей широких народных масс.
Как я понимаю, происходит следующее.
До этой истории все ситуации, с которыми сталкивались органы госуправления за последние 10-20 лет, носили локальный характер - либо в пространстве, либо во времени. И в таких ситуациях можно было принимать тактические решения, реагируя по ходу дела. Даже если решения были кривые, ситуация исчерпывалась, а возникшие пострадавшие растворялись в информационном потоке следующих событий.
.
Сейчас же, проблема носит глобальный характер и требует стратегических решений. Стратегия же должна опираться на некие базовые принципы, задающие картину мира. Они могут быть любыми, но они должны быть системные и устойчивые. И вот тут начинается проблема... Какие системные принципы лежат в основе? Ценность человеческой жизни? Ценность закона? Ценность сохранения текущей ситуации и власти в руках определенных лиц? Ещё что-то?
.
Понятно, что одновременно присутствуют разные группы субъектов с разными ценностями. Но если в критической ситуации принимать разнонаправленные решения (что собственно и происходит), то обычно становится хуже.
.
В моём представлении, именно для этого во всех государствах так или иначе есть институт лидера, сосредоточенный в одном человеке. Этот человек нужен, чтобы в случае катастрофы действовать системно (даже если система кривая).
Человек, способный в случае катастрофы действовать системно... В нынешнем нашем государстве... Вы видите такого?
Пишущая интеллигенция любит пенять народу за преклонение перед властью. Народ, вот ведь досада, такой несознательный, всё от этой власти безропотно сносит и постоянно за нее голосует, так как считает, что любой правитель авторизован свыше.
Но это народ, темные люди, живущие представлениями (поза)прошлого века.
А вот пишущая интеллигенция не такая, нет. Она ожидает от власти всего лишь мгновенных и безошибочных действий, которые должны сразу же решить все проблемы, в том числе те, которые не может решить ни одно правительство в мире и с которыми человечество никогда не сталкивалось, учитывая масштаб и самой проблемы, и человечества.
Народ смутно осознает величие власти, пишущая интеллигенция ожидает от нее всемогущества.
Наконец-то вместе. Всегда бы так...
Ну, я точно не жду от нашей власти "мгновенных и безошибочных" действий... Но, я думаю, все мы в праве рассчитывать на действия власти, которые поддаются какой-то логике... Вот, я сегодня проехался по городу на велосипеде и обнаружил, что Нескучный сад закрыт, а Лужники, которые напротив, открыты, и все спортивные площадки полны людей... А еще сегодня открылись рынки выходного дня... Если вы можете объяснить, какими соображениями руководствовались люди, которые принимали все эти решения, буду вам признателен...