Сотрудники таможни встречают иностранное судно в порту Циндао, Китай. Фото:  SIPA Asia / ZUMA Wire / TASS

Сотрудники таможни встречают иностранное судно в порту Циндао, Китай. Фото: SIPA Asia / ZUMA Wire / TASS

«Один пояс, один путь» (BRI) – детище китайского лидера Си Цзиньпина. Первоначально этот проект был задуман как возрождение Великого шелкового пути между Азией и Европой. BRI должен соединить морскими и сухопутными коридорами пять континентов. С 2013 года в нем участвуют десятки стран с суммарным населением 4,6 млрд человек и ВВП $29 трлн. Объем торговли КНР с участниками проекта в 2017 году составлял $6 трлн.

На Западе, конечно, не могли спокойно смотреть, как Пекин покоряет планету. Для противодействия BRI в США создан фонд «Корпорация по финансированию международного развития США» (DFC), но особыми успехами он похвастаться не может. Поскольку тягаться на инфраструктурно-инвестиционном фронте с КНР американцы не в состоянии, они начали против китайского мегапроекта мощную пропагандистскую кампанию, утверждая, не без определенных оснований, что главная и единственная цель BRI – это контроль Поднебесной над всей планетой.

По оценкам Азиатского банка развития (ADB), только азиатская часть BRI «тянет» до 2030 года на $26 трлн. Не удивительно, что бедные страны видят в нем источник инвестиций. На 1 января 2020 года инвестиции почти в три тысячи (2982) проектов BRI оценивались в $3,635 трлн.

В четвертом квартале 2019 г. было начато проектов BRI на $360 млрд, что почти вдвое больше показателей третьего квартала – $185 млрд. Однако количество проектов по сравнению с третьим кварталом в октябре-декабре снизилось на 17,7% до 168. По состоянию на 1 января 2020 г. были завершены проекты общей стоимостью $613,6 млрд.

Четких критериев принадлежности к BRI нет. Возможно, три тысячи проектов – завышенная цифра, так как привязка к BRI того или иного инфраструктурного проекта позволяет получить финансирование от китайских банков и фондов.

Конечно, без проблем такое гигантское экономико-политическое движение (в Пекине признают только первую составляющую) обойтись не может, но они явно возросли на порядок с приходом коронавируса. По мере закрытия границ между государствами и целых экономик начали, естественно, закрываться или замораживаться и крупные проекты, входящие в BRI. В первую очередь, из-за ограничений на перемещения потоков китайских рабочих и строительных материалов, участвующих, по настоянию Пекина, в мегапроекте.

Работа остановилась в Китайско-пакистанском экономическом коридоре (CPEC), стоимость проектов которого оценивается в $62 млрд; в камбоджийской Сихануквильской особой экономической зоне (SSEZ), на большой угольной электростанции Пайра в Бангладеш. Из-за коронавируса остановлены никелево-кобальтовые проекты компаний Tsingshan Holding Group, GEM Co. Ltd. и Zhejiang Huayou Cobalt общей стоимостью $11 млрд и строительство железной дороги на восточном побережье Малайзии, оцениваемое в $10,4 млрд.

Приостановлены или отложены многочисленные проекты на Шри Ланке, в Индонезии, Малайзии, Мьянме и других странах.