Свобода! Жителю Москвы не нужно больше получать пропуск, чтобы куда-нибудь поехать. Не нужно мучительно искать на карте по соседству с требуемым адресом какую-нибудь больницу, если собираешься по делам или просто в гости (запоздалый лайфхак: пропуск на поездку «по личным надобностям» полагался не более двух раз в неделю, на пропуска для «посещения медицинского учреждения» ограничений не было). Добрый мэр обещает даже, что скоро на лавочках сидеть разрешат. Заживем!
Но впал ли житель Москвы в счастливый экстаз? Благодарит ли доброго мэра, вытирая слезы радости? Нет, разумеется. Житель Москвы, как ему и положено, ноет. Когда запреты вводили – ныл, и когда запреты снимают – находит, к чему докопаться.
График выгула для москвичей отменили! Можно идти гулять! Целую неделю приходилось ждать, когда придет твоя очередь, терпеть, страдать, а теперь воля! Гуляй да радуйся! Но вместо того, чтобы радоваться, москвич начинает задавать оскорбительные для мэра вопросы о логике и смысле его действий.
Да кто ты вообще такой, чтобы рассуждать о логике действий большого начальника?! Собственно, это ведь и есть единственная логика, которую большой начальник признает.
А знаете, почему москвич не спешит гулять, воспользовавшись отменой (немного все-таки оскорбительного для человеческого достоинства) режима выгула? Да потому что этот режим вообще никто не соблюдал. И после отмены его, соответственно, ничто не изменилось.
Самое же удивительное в том, что ноющий москвич, вполне возможно, прав, а история с мэрской борьбой против коронавируса и с внезапной победой над невидимым врагом позволяет сделать некоторые выводы о схемах взаимоотношений мирного жителя и власти, важные не только для столицы.
Погружение в абсурд
Здесь, пожалуй, как в кино, необходим титр с предупреждением. Только не «восемнадцать плюс», а «диссиденты минус». Уважаю право на собственное мнение тех, кто любые карантинные меры считает избыточными или бессмысленными, но спора с ними затевать не хочу. Да что там. Я ведь даже и право на собственное мнение тех, кто уверен, что всю историю с пандемией затеяли Билл Гейтс и Герман Греф, чтобы нас чипировать и подчинить, наконец, злой своей воле, тоже уважаю. Но дальнейшее – для тех, кто в карантине некоторый смысл все-таки видит.
Собянин – фронт-мэн государственной борьбы с пандемией, с его истерики эта борьба фактически и началась, он заразил своим страхом Путина, свозив в Коммунарку. Он даже на время потеснил Путина в медиапространстве, но информ-обслуга быстро спохватилась, и ринулась напоминать растерянному населению, кто именно главный герой на этой войне. А главный герой, кстати, даже и объявив о победе, бункер покидать не спешит.
Москва была (и остается) главным центром распространения эпидемии в России. В короткую эпоху ковид-суверенитета, когда президент переложил задачу борьбы с вирусом на плечи региональных начальников, Собянин действовал жестче большинства прочих губернаторов, и для многих губернаторов служил примером.
Некоторые его действия – закрытие кафе и ресторанов, например, и отмена массовых мероприятий (кстати, еще до судьбоносной экскурсии по Коммунарке Собянин отменил фестиваль крымских чебуреков, с этого, собственно, война с пандемией в Москве и началась, и, надо думать, было ему такое решение принимать не просто и даже больно – мы ведь знаем, как любит мэр столицы фестивали тыквы и брюквы), – воспринимались как вполне оправданные и даже неизбежные. С необходимостью переоборудования городских больниц под задачи борьбы с пандемией тоже не поспоришь (впрочем, тут уже появлялись осмысленные вопросы).