Кадр из фильма "Дау. Вырождение"

Кадр из фильма "Дау. Вырождение"

kinopoisk.ru

История вопроса

Споры вокруг проекта Ильи Хржановского «Дау», впервые представленного в Париже в 2018 году, а этой весной ставшего доступным в сети, задели актуальную проблематику, выходящую за пределы частного случая из художественной практики.

Для явлений, подвергающихся общественному порицанию или восторгу, не обнаружилось приемов или правил, которые способствовали бы диалогу. Или намеку на него.

«Больше коммунистов я ненавижу антикоммунистов» – mot Сергея Довлатова пережило в своей злободневности давнее время.

Скандал вокруг «Дау», разогретый агентами противоборствующих сообществ, вроде бы наконец потух. Однако новость по поводу этой битвы еще тлеет. Ее искры готовы вспыхнуть в любую минуту и по любому другому поводу.

Новость заключается – в отличие от стилистических разногласий с властью в советскую эру – в претензиях этических. И в бойком, столь же резком им отпоре. Нейтральная позиция исключается.

Таким образом, общего поля взаимодействия обеих сторон категорически не наблюдается.

В советское время хорошим тоном считался пароль нобелевского лауреата об эстетике – матери этики. Теперь торжествует (как считается) «новая этика», отменившая эстетические разборы громких «культурных событий». Теперь наоборот: мать эстетики – этика. Она размножает свой прейскурант «доносами» в официальные канцелярии, совмещая таким образом законы советских партсобраний с протестными движениями наших дней.

Кадр из фильма «Дау. Наташа“

kinopoisk.ru

Такая гибридность показательна и свидетельствует о не-разрыве времен. Правда, существует и суждение, что никакой “новой этики” нету, что она все еще старая. Зато (см. популярный пост в фейсбуке Сергея Кузнецова) объявляется рождение “новой чуткости”. Игра слов обретает властную реальность.