Еще совсем недавно подобное событие никак не тянуло на breaking news. Звезды нередко появляются на публике в нарядах, выбор которых удивляет. Чаще всего их обсуждение не выходит за рамки моды, плохого или хорошего вкуса и вечных вопросов, до какого возраста уместно носить короткие юбки. Но сейчас выбор одежды все чаще рассматривают в этическом контексте. И Адель стала объектом критики: в соцсетях засомневались, имеет ли право белая женщина надевать вещи, очевидно отсылающие к другой культуре, или это пример культурной апроприации.
Безусловно, вопрос уместности исторически был для моды одним из краеугольных. Но все же он рассматривался больше как эстетический: что можно и нельзя надевать утром/днем/вечером, в каком возрасте дамам «следует отказаться» (кстати, до сих пор довольно частая формулировка в модных журналах) от прозрачного, короткого или еще какого неправильного, куда нужно надевать шляпу, а где ее, напротив, обязательно снимать. Сейчас же мода и в целом многое, связанное с внешним видом, все активнее обсуждается в контексте новой этики и правил жизни в меняющемся обществе.
Первой за рамки стиля и моды вышла полемика о натуральном мехе. Затем стал обсуждаться вопрос о чрезмерной избирательности моды, диктующей лишь один условный идеал и игнорирующий все прочие варианты красоты. Случай с Адель – продолжение дискуссии о том, насколько уместно людям и брендам одной культуры пользоваться наследием другой. Как правило, сомнение в этичности подобного использования возникает тогда, когда тот, кто пользуется (в нашем случае – надевает), находится (или воспринимается таким образом) в более сильной и привилегированной позиции, чем носители наследия.
С точки зрения этих критериев опубликованный Адель снимок вполне дает пищу для пересудов: богатая белая британка надела купальник расцветки страны – бывшей британской колонии, еще и сделала традиционную прическу народов банту. Пока Адель никак не отреагировала на критику и не удалила пост. Но не исключено, что ей все же придется выступить. Во всяком случае, опыт других звезд и модных брендов говорит о том, что вопрос может оказаться серьезнее, чем кажется.