Владимир Путин произносит знаменитую речь на Мюнхенской конференции 2007 года. Фото: Дмитрий Астахов / ТАСС

Владимир Путин произносит знаменитую речь на Мюнхенской конференции 2007 года. Фото: Дмитрий Астахов / ТАСС

В журнале European Economic Review за октябрь 2020 года вышли две статьи, так или иначе посвященные эффективности международных санкций. Статьи в свою очередь опираются на ряд масштабных исследований санкционной политики, в совокупности охватывающих период с 1914 по 2018 годы.

Из тысяч проанализированных санкций, введенных разными странами друг против друг с 1914 года по наши дни, только 34% можно признать успешными или частично успешными (достигшими своей цели). При этом заметная часть частично успешных приходилась на ситуации, когда страна терпела военное поражение или крах режима в результате множества причин, из которых санкции были далеко не самой главной. Ситуации, когда заявленная цель достигалась исключительно путем санкций, крайне редки.

Авторы исследований отмечают, что санкции, направленные на ограничение военного потенциала или предотвращение прямой агрессии, были в среднем более эффективны, чем санкции, преследовавшие своей целью смену политического режима или предотвращение нарушений прав человека. При этом санкции в отношении демократических стран достигали своего эффекта чаще, нежели санкции в отношении автократий, а санкции в отношении крупных экономик были менее эффективны, нежели санкции против небольших стран.

Отдельно анализировались и антироссийские санкции последних лет. Исследователи приходят к выводу, что санкции в отношении России не только не эффективны сейчас, но и имеют мало шансов достигнуть своих целей в долгосрочной перспективе, как в силу масштаба российской экономики, так и в силу высокой устойчивости российского политического режима.

В целом соглашаясь с выводами авторов относительно низкой эффективности текущих санкций в отношении России, я попробую предложить несколько иной взгляд на причины этого.

Три логики санкций

Можно выделить три возможных логики (мотива) введения антироссийских санкций.

Первая логика сводится к банальной реакции конкретных политиков на общественное мнение внутри собственных стран. Эта логика мало связана с происходящим в России или иной стране, подвергающейся санкциям.