д.и.н., профессор Исторического факультета МГУ Михаил Дмитриев

д.и.н., профессор Исторического факультета МГУ Михаил Дмитриев

Споры об отношениях России и Европы и о том, насколько европейской страной является Россия, уходят в далекое прошлое и продолжаются по сей день. Как может историк ответить на этот вопрос?

Отвечая на этот вопрос, следует понимать, что само понятие европейской идентичности в высшей степени расплывчато. Это своего рода миф. Я, например, помню очень характерный случай на конгрессе зарубежных ученых, изучающих историю Польши, который проходил в Кракове около 10 лет назад. Там обсуждали доклад нашего немецкого коллеги, проанализировавшего опыт ряда семинаров и конференций, на которых пытались научно сформулировать ответ на вопрос, что же такое европейская идентичность. И пришел к выводу, что никакой особой именно «европейской» идентичности просто нет.

Действительно, сложно сказать, что такое Европа и где ее граница, если брать цивилизационные, а не географические мерки… Как, например, может не быть частью Европы средневековый Константинополь. Или, скажем, почему Петербург XIX века не является Европой, а Неаполь является? Что, скажем, делает боснийский город Яйце более европейским, чем Воронеж? Или как армянская или грузинская средневековые культуры могут быть исключены из европейского круга?

Византийский след

Так какими же категориями можно пользоваться?

Вполне рабочими категориями являются «Запад» и «не-Запад», а также «христианская» и «не-христианская» культура.

Запад характеризуется особыми формами права, своей моделью отношений церкви и государственной власти, особым типом городской цивилизации. И, конечно, одним из главных параметров этого типа развития является западное или «латинское» христианство (если мы говорим о периоде до XVI века, то есть до появления протестантизма). Россия к Западу не относится.

Если же вернуться к вопросу о том, считать ли Россию частью Европы, то его следует поставить иначе: является ли историческая Россия частью Christianitas – то есть частью мира христианской культуры. И тут ответ однозначный – конечно является. В XVII веке в Уппсальском (кажется) университете защищалась диссертация по теме «Являются ли русские христиане христианами?» Но сейчас, задаваться этим вопросом и не относить русскую культуру к христианской – абсурдно. Обсуждать можно лишь, насколько специфичны были черты христианской культуры, сформировавшейся на Руси и позже в России, и как они соотносятся с западным христианством

Споры же о том, насколько «цивилизованной» была Россия по сравнению с Западом, мне кажутся такими же архаическими и непродуктивными. В этом среди прочего, убеждает книга Ларри Вульфа «Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения». В ней собрано достаточно много свидетельств французских или английских путешественников XVIII века, которые, например, писали, что, въезжая в Польшу или на территории бывшей Венгрии, они видели что «их» Европа на этих границах заканчивалась. Иными словами, то, что мы привыкли считать Европой, тогда западные путешественники к Европе не относили…