Владимир Путин. Фото:  Foto: Marcos Correa / wikipedia.org

Владимир Путин. Фото: Foto: Marcos Correa / wikipedia.org

Время империй прошло. Это факт, с которым невозможно не считаться, даже если развал «родной» империи воспринимаешь как «крупнейшую катастрофу века». Существование такого громоздкого, негибкого, архаичного государственного устройства, каким является империя, в современном динамичном, быстро меняющемся мире невыгодно, неудобно и бесперспективно. Поэтому в XX веке человечество от империй избавилось, вступив в третье тысячелетие налегке, без этих тяжелых гирь на ногах. Хотя одна империя все же переползла в XXI век. Российская Федерация после развала СССР все еще является империей, покоцанной, с фантомными болями от отвалившихся частей, постоянно ищущей какие-нибудь скрепы, чтобы не развалиться окончательно, но упорно цепляющейся за свою имперскую сущность. А последние 20 лет, с приходом к власти Путина, еще и пытающейся вернуть себе прежние границы.

Но история не движется вспять. Личности в ней, конечно, имеют значение, но оно не так велико, как этим личностям хотелось бы. Они в состоянии замедлить или ускорить ход истории, но не изменить его. Действия Путина и его друзей по собиранию обратно рассыпавшейся Российской империи (или СССР, кому как больше нравится), удлиняют агонию ее распада, но отменить его не смогут. К сожалению, во многом благодаря усилиям грезящих могуществом имперцев, мы 30 лет живем в ситуации этого распада, а ведь могли бы уже построить что-нибудь новое на месте руин. Но у нас, населения покоцанной империи, шансов на прекрасное будущее мало, зато у тех, кто успел отколоться, их гораздо больше. И если бы Путин не пытался вернуть соседей в стадо, как заблудших овец, используя для этого три своих основных инструмента: военную силу, экономический шантаж и пропаганду – они бы уже, возможно, жили в своем прекрасном настоящем.

И все же, несмотря на давление России, страны СНГ и другие осколки бывшего СССР, пусть не так быстро, как им хотелось бы, идут к намеченной цели – стать самостоятельными и независимыми государствами, полноправными членами современного мира, равными среди равных. Пожалуй, все громкие события трудного 2020 года – в Беларуси, Молдове, Армении и Азербайджане, в Киргизии и, конечно, в многострадальной Украине – шаги в этом направлении. И дальше всех, кажется, в нем продвинулась маленькая и бедная Молдова. Хотя это было совсем не просто.

Майя Санду – выбор Молдовы

15 ноября 2020 года во втором туре президентских выборов в республике Молдова победила Майя Санду. Действующий президент Молдовы, откровенно пророссийский политик Игорь Додон проиграл маленькой хрупкой женщине, главным козырем которой было ее безупречно честное имя. Санду не замешана ни в каких коррупционных скандалах, которыми нашпигована политическая жизнь страны.

Таким образом, Майя Санду стала первой женщиной-президентом в Молдове и во всех государствах-членах СНГ.

Проиграв выборы, Додон первым делом собрался с рабочим визитом к Путину, однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «в обозримой перспективе» встречи Владимира Путина с Игорем Додоном не запланировано, после чего экс-президент Молдовы изменил свои планы и сообщил, что его поездка в Москву состоится позже. «Я думаю, что поеду после 23 декабря в Российскую Федерацию», – сказал Додон, уточнив, что проведет встречи лишь на уровне руководства партий в Госдуме.