Джедду часто называют «бабушкой» всех городов – причем не только арабских, а вообще всех. Дело не только в древности – в мире есть города гораздо старше. Местные жители уверены, что именно в Джедде находится могила Евы, которая является праматерью всего человечества. Собственно, само название «Джедда», или «Джидда», по-арабски означает «бабушка».
По данным археологов, Джедда была основана примерно в VI веке до нашей эры. Долгое время это был крошечный рыбацкий поселок на берегу Красного моря, но все изменилось с приходом ислама. Священный город мусульман Мекка находится всего лишь в 80 км от Джедды. Начиная с VII века нашей эры Джедда становится главным транзитным пунктом на пути к священной Каабе.
Потомки рабов
На протяжении столетий в Джедду с разных концов света прибывали миллионы паломников и купцов – до открытия морского пути в Индию, Джедда была еще и важным торговым пунктом на пути из Европы на Восток. Этот факт способствовал огромному этническому разнообразию населения города. В Джедде можно встретить людей с европейскими, арабскими, африканскими, индийскими и среднеазиатскими чертами лица и фамилиями.
Многие предки современных горожан попадали в Джедду в качестве рабов. В конце XIX века рабы составляли пятую часть населения города, а окончательно рабство было отменено только в 1962 году – при жизни нынешнего поколения. Рабы работали в порту и в качестве домашней прислуги. Однако рабство в средневековой Аравии сильно отличалось от рабства в античных империях. По сути, рабы были младшими членами семьи. Их дети играли и учились вместе с детьми хозяина. Если женщина рабского положения выходила замуж за свободного человека, она становилась свободной – большая разница по сравнению с крепостным правом в Российской империи. В России, если свободный человек женился на крепостной, он сам становился крепостным.
В Саудовской Аравии классовые различия почти всегда совпадали с расовыми. Подавляющее большинство рабов попадало на Аравийский полуостров из Африки. Поэтому, если житель современной Джедды имеет более темную кожу, скорее всего, его предки были рабами. Их очень часто можно видеть в окружении многочисленных саудовских принцев. После освобождения бывшие рабы приняли имена и фамилии своих хозяев и в большинстве случаев продолжили работать на них.
На протяжении веков Джедда очень часто переходила из рук в руки. Ей владели арабские халифы, египетские мамлюки, турки-оттоманы. Все правители понимали специфику портового города и его значение для экономики государства и в образ жизни горожан особо не вмешивались. Джедда исторически всегда была гораздо более свободной, открытой и космополитичной, чем города внутренней части Аравии. Несмотря на близость к Мекке, в Джедде жили даже христиане – вещь абсолютно немыслимая для остальной Аравии.
В 1858 году в городе произошел христианский погром. Бедуинские племена с Юга вторглись в Джедду и перебили всех жителей христианского вероисповедания включая французского консула, его жену и британского вице-консула. Газеты того времени пытались представить это событие как месть христианам (в первую очередь британцам) за подавление сипайского восстания в Индии (сипаи, напомню, были мусульманами). Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что причиной погрома стал чисто коммерческий конфликт, который к религии отношения не имел.