Ирина Якутенко. Фото: личный архив

Ирина Якутенко. Фото: личный архив

Молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко рассказала Republic о том, чем нам грозят новые штаммы коронавируса, возможной модификации вакцин, о вопросах к проведению клинических испытаний «Спутника V» (которые остались, несмотря на недавнюю публикацию отчета по 3 фазе), о вакцинации переболевших ковидом, ВИЧ-позитивных, пожилых людей и домашних питомцев, о постепенно сходящем на нет «бесчеловечном» шведском эксперименте, а также о том, почему сама она привилась «Спутником V», и что российскому государству делать с ковид-диссидентами.

Были надежды на то, что вакцинация покончит с ковидом, и мы вернемся к нормальной жизни. Но видимо, все не так просто. Как по-вашему, когда ждать конца пандемии, и насколько его приближают прививки?

— Плох тот эксперт, который сейчас даст на вопрос «Когда?» однозначный ответ. Как мы видим, ситуация, как на войне, постоянно меняется, и новые вводные могут любой прогноз обнулить. Делать какие-то прогнозы можно лишь с оговоркой «при условии, если…» Если бы не было проблем с производством вакцин и не появились новые штаммы, которые, похоже, по крайней мере частично уходят из-под вакцинного иммунитета, то можно было бы, наверное, говорить, что где-то осенью уже будет гораздо спокойнее, а к концу года все относительно нормализуется. Не в том смысле, что мы полностью победили бы ковид — он с нами, видимо, надолго — а в смысле возвращения какого-то подобия нормальной жизни.

Но с появлением новых штаммов ситуация изменилась, и сейчас совсем нельзя назвать никакой временной срок, потому что нет никакой гарантии, что эти варианты последние. При этом нужно учесть медленный ход вакцинации в развитых странах (Pfizer и Moderna с трудом справляются с уже взятыми обязательствами по поставкам) и медленную выработку коллективного иммунитета в странах, где она не производится — например, в африканских. Там особенно велик риск появления новых штаммов.

Испытывая давление отбора, вирус стремительно меняется. Поэтому могут появиться еще более неприятные варианты, чем те, что есть сейчас: они могут совсем уйти из-под иммунитета, создаваемого вакцинами или ранее перенесенной болезнью, вызванной предыдущим вариантом вируса. И тогда все станет совсем плохо. Потому что окажется, что надо модифицировать существующие вакцины, снова прививать тех, кто уже привился; также опасность будет грозить и переболевшим.