Со дня военного переворота (мы писали о нем) в Мьянме прошел почти месяц. Шок и апатия первых дней после падения гражданского правительства сменились яростью. Мьянманцы, недовольные хунтой, устраивают забастовки, бойкотируют товары от компаний, связанных с военными, и остервенело протестуют.
Силовики стреляют в демонстрантов на поражение – с момента начала протестов в стране погибло уже около 450 человек. Хунта утрачивает контроль за ситуацией, однако изо всех сил держится за власть. Демократические лидеры говорят о создании федеральной армии, основу которой составят бывшие этносепаратисты. Страна балансирует на грани гражданской войны.
Запад уже давит на хунту санкциями и может надавить еще сильнее, однако это вряд ли поможет покончить с властью военных раз и навсегда. Больше всего будущее Мьянмы сегодня зависит от Китая, который пока что поддерживает военных вопреки своим экономическим и стратегическим интересам.
Парад во время чумы
1 февраля 2021 года мьянманские силовики – их называют татмадау – совершили военный переворот, свергнув демократически избранное правительство Аун Сан Су Чжи и президента Вин Мьина. Уже через неделю по всей стране начались массовые протесты против хунты.
Сперва силовики разгоняли демонстрации и митинги без особых зверств. Однако затем выступления стали по-настоящему массовыми, а забастовки на предприятиях и в бюрократических учреждениях начали останавливать целые сектора экономики. Тогда хунта приказала стрелять по протестующим боевыми патронами. Всего с начала протестов в стране убито около 450 человек – причем половина на акциях 26 и 27 марта.
Самым кровавым днем протестов стала прошедшая суббота, когда в Мьянме отмечался День вооруженных сил – ключевой праздник для татмадау. Военные предупредили граждан, что в этот день будут пресекать любые выступления особенно жестко – однако во многих городах мьянманцы все равно вышли на улицы. За день силовики убили как минимум 114 человек, среди которых оказался пятилетний ребенок и двое тринадцатилетних. В Мандалае военные заживо сожгли сорокалетнего мужчину прямо на баррикадах.
Несмотря на акции протеста, в стране все равно прошли торжества в честь Дня Вооруженных сил. Символично, что этот праздник знаменует начало (в 1945 году) борьбы бирманцев против японской оккупации – а главным лидером партизанского движения был отец арестованной сейчас главы демократического правительства Су Чжи.
На параде в столице страны Нейпьидо присутствовали иностранные военные атташе Бангладеш, Индии, Лаоса, Таиланда, Пакистана, Китая и Вьетнама, а также замминистра обороны России по международному сотрудничеству Александр Фомин. Пока силовики расстреливали протестующих в Мандалае и Янгоне, российский чиновник встретился с лидером хунты генералом Мин Аунг Хлаингом и заявил, что Москва хочет и дальше укреплять партнерство с Нейпьидо.
Мьянма нужна Кремлю в первую очередь как постоянный покупатель оружия: многие западные страны отказались продавать вооружение татмадау еще несколько десятилетий назад.