
Более 100 человек погибли за сутки при разгоне протестов в Мьянме, в т.ч. четверо детей в возрасте от пяти до 15 лет. Фото: AP / TASS
Со дня военного переворота (мы писали о нем) в Мьянме прошел почти месяц. Шок и апатия первых дней после падения гражданского правительства сменились яростью. Мьянманцы, недовольные хунтой, устраивают забастовки, бойкотируют товары от компаний, связанных с военными, и остервенело протестуют.
Силовики стреляют в демонстрантов на поражение – с момента начала протестов в стране погибло уже около 450 человек. Хунта утрачивает контроль за ситуацией, однако изо всех сил держится за власть. Демократические лидеры говорят о создании федеральной армии, основу которой составят бывшие этносепаратисты. Страна балансирует на грани гражданской войны.
Запад уже давит на хунту санкциями и может надавить еще сильнее, однако это вряд ли поможет покончить с властью военных раз и навсегда. Больше всего будущее Мьянмы сегодня зависит от Китая, который пока что поддерживает военных вопреки своим экономическим и стратегическим интересам.
Парад во время чумы
1 февраля 2021 года мьянманские силовики – их называют татмадау – совершили военный переворот, свергнув демократически избранное правительство Аун Сан Су Чжи и президента Вин Мьина. Уже через неделю по всей стране начались массовые протесты против хунты.
Сперва силовики разгоняли демонстрации и митинги без особых зверств. Однако затем выступления стали по-настоящему массовыми, а забастовки на предприятиях и в бюрократических учреждениях начали останавливать целые сектора экономики. Тогда хунта приказала стрелять по протестующим боевыми патронами. Всего с начала протестов в стране убито около 450 человек – причем половина на акциях 26 и 27 марта.
Самым кровавым днем протестов стала прошедшая суббота, когда в Мьянме отмечался День вооруженных сил – ключевой праздник для татмадау. Военные предупредили граждан, что в этот день будут пресекать любые выступления особенно жестко – однако во многих городах мьянманцы все равно вышли на улицы. За день силовики убили как минимум 114 человек, среди которых оказался пятилетний ребенок и двое тринадцатилетних. В Мандалае военные заживо сожгли сорокалетнего мужчину прямо на баррикадах.
Несмотря на акции протеста, в стране все равно прошли торжества в честь Дня Вооруженных сил. Символично, что этот праздник знаменует начало (в 1945 году) борьбы бирманцев против японской оккупации – а главным лидером партизанского движения был отец арестованной сейчас главы демократического правительства Су Чжи.
На параде в столице страны Нейпьидо присутствовали иностранные военные атташе Бангладеш, Индии, Лаоса, Таиланда, Пакистана, Китая и Вьетнама, а также замминистра обороны России по международному сотрудничеству Александр Фомин. Пока силовики расстреливали протестующих в Мандалае и Янгоне, российский чиновник встретился с лидером хунты генералом Мин Аунг Хлаингом и заявил, что Москва хочет и дальше укреплять партнерство с Нейпьидо.
Мьянма нужна Кремлю в первую очередь как постоянный покупатель оружия: многие западные страны отказались продавать вооружение татмадау еще несколько десятилетий назад.
В комментах к прошлой публикации Артамонова на тему Бирмы / Мьянмы
https://republic.ru/posts/99512
подписчик Хусен Сомони посоветовал мне почитать лучшего (с его слов) российского специалиста по Мьянме - Петр Козьма. Много лет постоянно живет в Янгоне и ведет блог dragon-naga.livejournal.com.
Почитал. Его позиция следующая:
1) Выборы были сфальсифицированы демократами. Что для России не удивительно, вспомним наши выборы 1996 года и 500.000 $ в коробке из-под ксерокса.
Блогер Петр Козьма пишет:
«Военные выявили 10,4 миллионов нарушений – при 38 миллионах избирателей это достаточно весомая цифра. В числе таких нарушений – фальшивые списки избирателей, наличие одного и того же человека в нескольких списках, многочисленные факты присутствия в списках несовершеннолетних и лиц без национальной регистрационной карты, а также обилие тех, кто давным-давно умер.».
2) армия, согласно местной конституции (ст.20), имеет право на переворот.
3) армия предложила демократам перевыборы, те отказали. Армия попросила местный центризбирком аргументировано опровергнуть их претензии, те в ответ послали военных подальше.
4) и только после этого и произошёл военный переворот, на который армия имела право по конституции.
.
Ещё раз. Это не моя точка зрения. Это я прочёл у вышеуказанного блогера. Но такая точка зрения тоже имеет право на существование
Да что тут блогер. Сам Артамонов в предыдущей статье написал следующее: "Справедливости ради надо отметить, что мьянманский ЦИК находится под полным контролем демократов и отказался даже рассматривать претензии провоенной партии". Правда он забыл про это, когда повесточка поменялась
Китай "поддерживает" хунту ровно по одной причине: потому что Мьянма - это один из альтернативных путей снабжения в случае если военный конфликт с США в Южно-Китайском море заблокирует путь по морю через Молаккский пролив. Им кровь из носу нужен лояльный и насколько возможно стабильный режим в Мьянме. Поэтому они раньше поддерживали Аун Сан Су Чжи (в то время как "прогрессивный" Запад активно вешал на неё собак за то что она обижает бедненьких рохинджей), а теперь поддерживают Мин Аунг Хлаинга. А если завтра черт с рогами вылезет из под земли и свергнет военных, то и его поддержат. А что им еще делать? Не войска же вводить, в самом деле, как любят это делать некоторые другие нации.
Вот если убрать статьи Артомонова, то Репаблик превратится в www доску всяких авторов для самовыражения. А так хоть есть чего полезного почитать, а не только приятного
Военные во многих подобных странах - Азия, Африка, Латинская Америка - просто организованные сплоченные вооруженные группировки (читай - банды), которые держат под контролем целые страны и не имеют никакого отношения к защите страны от угроз извне.
Это наезд на наших «силовиков»? :) :)
Учим матчасть, господа, учим!
Очень скоро нам нужно будет уметь во всём этом хорошо разбираться и понимать !
Почитал Ваши комменты. Cильно пишете. Особенно впечатлило "евнухи-шмокодявки типа Суркова".
Только мало.
Мировое сообщество никогда никого не спасает. Да и вообще что это?
Путиным и цзиньпинам принципиально важно не дать своим гражданам и тени надежды на возможность смены власти путем народного восстания. Не представляю, сколько китайских заводов нужно сжечь, и сколько китайских товаров не купить, чтобы изменить эту позицию. Китайские власти и китайский бизнес много раз демонстрировали, чьи интересы в этой паре всегда в конечном счете важнее.
Мне кажется, что ставить на одну доску интересы императора Си и императора Пу как «не допустить надежды смены власти путём народного восстания» не совсем правомерно. У императора Си для купирования такой возможности имеется большая и довольно диверсифицированная экономика. Пусть с оглядкой на ЦК КПК и без демократических институтов (пока?), но бизнес Китая - это, скорее всего, бизнес. Понятно, что какой ценой создаются условия для стабильного веления китайского бизнеса, Пекину может быть и не важно. Но если Татмадау не сможет их (любой ценой), то возникает законный вопрос - а зачем весь сыр-бор, в смысле приход к власти военных, из-за которого и начался сыр-бор?
У императора Пу принципиально иная ситуация - никакой диверсифицированной экономики у него нет, зато есть постоянная конкуренция внутри «элиты» за админресурс (проще говоря - за право доступа к бензоколонке). И ещё у него есть не участвующий в этой вечеринке, но зависящий от ее объедков «народ», от которого неизвестно чего ждать и при каком уровне падения качества и количества объедков. Может быть очень долго и почти ничего, но по крайней мере тут есть смысл подстраховаться.
Мне кажется, что гипотеза автора статьи вполне имеет право на существование, а там поглядим. Единственно что, Китай обычно старается решать свои вопросы не через громкие публичные форумы типа Совбеза, поэтому думается что первые попытки «нормализации» будут именно такими, их не будет видно сразу.
"бизнес Китая - это, скорее всего, бизнес" - судя по недавним новостям из Китая про Ма, там есть "границы сверху" - причем, возможно, известные только топам КПК.
Ещё как есть - они и есть границы бизнеса без демократических институтов. Но даже эти бизнес-границы шире, чем продиктованные админ ресурсом сырьевого придатка, который решил, что он «спина к спине» :)