
Режиссер Алексей Герман на премьере своего фильма "Воздух", спродюсированном при участии Первого канала
Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
В начале 1941 года Сталин приказывает снять картину про Ивана Грозного. Он задумал создать образ Ивана Грозного по своему подобию — так же, как и царь Иван, Сталин оказался перед лицом относительной оппозиции в лице старых большевиков, ставших на пути прогресса, как в свое время часть бояр стала на пути мудрой политики Ивана Грозного. Дело поручено, разумеется, Эйзенштейну, правильно зарекомендовавшему себя на «Александре Невском». Эйзенштейн собирает свою постоянную команду, начиная с оператора Эдуарда Тиссэ и кончая исполнителем главной роли Николаем Черкасовым, снова приглашает Сергея Прокофьева писать музыку и принимается за выполнение сталинского приказа.
«Ни одного грамма пролитой крови мы не собираемся сбрасывать со счетов биографии царя Ивана. Не обелить, но объяснить», — писал Эйзенштейн во время подготовки к съемкам. Впоследствии такая постановка вопроса стоила ему жизни — не принявший его подхода к фигуре Ивана Грозного Сталин, измотав режиссеру нервы, не примет второй серии «Ивана Грозного», спровоцировав подряд два тяжелейших инфаркта у Эйзенштейна и обеспечив ему раннюю смерть. Эйзенштейн нужен был Сталину именно для того, чтобы «обелять» — объяснения были ему не нужны.
Съемки начались в 1943 году в Алма-Ате, и первая часть вышла в 1945. Алексей Герман-младший неожиданно заинтересовался процессом создания эйзенштейновского шедевра и надумал снять на эту тему производственную драму. «Мы пишем кино про то, как работала ЦОКС (Центральная Объединённая киностудия) в эвакуации. Про то, как Эйзенштейн снимает «Ивана Грозного». Эта идея возникла у Константина Львовича Эрнста. У меня особенное отношение к тому, как будет показан Эйзенштейн у нас в фильме. Он был великий мыслитель и потрясающий художник», — так пояснил Герман-младший свой внезапный интерес к предмету.
Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»
Russian Look/ Global Look Press
Судьба Эйзенштейна, конечно, оказалась трагической, но все равно — как хочется прикоснуться к великому, секундочку постоять с ним рядом на пьедестале. Наверное, Герман представлял себе, как Эйзенштейн рассказывал интересующимся: «Мы пишем кино про то, как Иван Грозный взошел на престол. Эта идея возникла у Иосифа Виссарионовича Сталина. У меня особое отношение к тому, как будет показан Иван Васильевич на экране».
С каким прелестным подобострастием Алексей Алексеевич именует своего покровителя — по всей форме, с отчеством. То, что речь о пропагандисте номер один, внесшем неизмеримый вклад в войну, — забудем. Константин Львович ведь помогает нести в массы культуру, не в последнюю очередь — фильмы Германа-младшего. Для художника с пониженным обонянием в определенный момент деньги Эрнста перестают пахнуть войной. Вот и славно, трам-пам-пам. Искусство — это ведь какая сила, оно все спишет. Война кончится, Эрнст уйдет в небытие, а кино останется — правда, Алексей Алексеевич? Баюшки-баю.
А знаете, что Герман-младший будет говорить потом, когда все эрнсты сойдут на нет и его спросят: «Что же ты, сын такого великого и бескомпромиссного отца, начинавший как записной либерал, позарился на деньги из грязных рук? Обоняние отказало — ясно. Но и зрение — тоже? Кровь на руках не заметил?»
С нетерпением жду новых «Приключений Петрова и Васечкина». Не могу отделаться от подозрения, что в процессе производства название как-то само собой сменится на «Приключения Петрова и Боширова».
30 или сколько там лет спустя ;)
Кино — массовое искусство. Массы во всем мире оскотинены максимально. Вот и весь секрет Полишинеля, обсуждать тут, в принципе, нечего.
Это главное - думать не надо. ))
вижу, вы крепко подумали перед тем, как написать этот коммент ))
Вы правы
Уважаемый Репаблик, поясните, пожалуйста, куда из списка журналов исчез журнал "Власть", а из списка авторов - Иван Давыдов?
Уважаемый Иван, я попросила зайти в комментарии Ивана Давыдова, но он что-то задержался в пути. Поэтому отвечу сама: после второго включения Republic в списки иноагентов журнал "Власть" приостановил свою деятельность, а Иван Давыдов - соответственно, сотрудничество с Republic. Журнал "Север", который он курировал, тоже постигла такая судьба, к сожалению.
Уважаемая Ольга, спасибо за ответ.
В целом ситуация понятна, в частностях - нет. Если это уместно, расскажите, пожалуйста, читателям, как это работает. Чем второе включение было хуже первого, что пришлось сделать то, что вы сделали.
К сожалению, за два с половиной года войны политические репрессии в России против независимых СМИ ужесточились - а риски журналистов и редакторов, сотрудничающих с ними, возросли. Например, The Moscow Times два года были иноагентами, а в июле этого года Генпрокуратура внесла издание в списки нежелательных организаций. За сотрудничество с нежелательными организациями предусмотрено уголовное наказание - до 4 лет. Вот такой сценарий, очень легко реализуемый, стоит только какому-то чиновнику Роскомнадзора, Администрации президента или той же Генпрокуратуры захотеть.
То же самое касается признания иноагентами самих сотрудников СМИ-иноагентов. Это не просто неприятности с ежеквартальной нелепой отчетностью, где нужно указывать все, абсолютно все свои расходы, вплоть до туалетной бумаги. Это еще и стигма при профессиональном взаимодействии практически с любыми российскими организациями и их сотрудниками. Получить комментарий для статьи в СМИ-иноагенте сейчас - уже целое достижение (нередко люди отказываются говорить даже анонимно).
В таких обстоятельствах каждый вынужден по-новому взвешивать свои риски, особенно если остается в России.
Вот так это работает.
И про Фариду Курбангалиеву то же давно не слышно, или я что то пропустил ?
Фарида Курбангалеева в последнее время развивает свою канал на YouTube (и ее тоже признали иноагентом)