Корпорация Appleподала иск против корейского гиганта Samsung Electronics. Apple обвиняет корейцев в копировании внешнего вида, интерфейса и начинки планшетного компьютера iPad – в модели Samsung Galaxy Tab. Патентные войны – обычное и уже привычное явление американского хайтек-рынка. Взаимных исков десятки. Apple параллельно судится с Motorola и HTC. Ее, в свою очередь, атакуют Nokia и Microsoft. Рынок юридического обслуживания патентных споров в технологической сфере за последние три года вырос в несколько раз. Как уже шутят в хайтек-блогах, патентные войны можно закончить только в одном случае – если Apple, Google, Microsoft или любая другая хайтек-компания за раз скупит всех конкурентов. Иначе попытки доказать в суде копирование идей и технологий никогда не прекратятся. Но иск Apple к Samsung выделяется на этом фоне. Впервые претензии касаются не конкретных технологий, а всего устройства в целом. В иске так и указано: Samsung «скопировал инновационные технологи Apple, характерный пользовательский интерфейс и отличительный изысканный внешний вид устройства». Проще говоря, по мнению представителей Apple, «планшетник» Galaxy Tab – это тот же iPad, только с другим названием. Разобраться в тонкостях технологических патентов смогут только специалисты, но уже ясно, что в основе своей судебный спор будет вестись не вокруг технологий, а вокруг концепций и дизайна. Как отмечают эксперты, выиграть Apple может только в том случае, если ей удастся доказать: покупатели введены в заблуждение внешним видом продукции и не могут разобрать, кто на самом деле является производителем устройства. Собственно, у истории с планшетами есть две стороны. Одна, чисто рыночная, на поверхности: больше года назад Apple показала прототип инновационного устройства, которое очень быстро завоевало рынок, заставило проснуться конкурентов, и теперь весь мир с интересом наблюдает, у кого получится показать хоть что-то близкое по качеству и цельности. Судя по очень слабым продажам Motorola Xoom и оглушительной критике Playbook, пока особых интриг на этом поле не намечается. Вторая сторона маркетинговая, и она сложнее. Не хочется раньше времени называть устройство, которому чуть больше года, завершенным продуктом. Но, кажется, Apple удалось создать то, что разработчики из Кремниевой долины называют абсолютным прототипом. От обычных рыночных прототипов принято отталкиваться, чтобы потом попытаться сделать что-то новое, похожее или отдаленно похожее. Абсолютный прототип можно только копировать. И шутки про «Айпэд» как очередной товарный знак, который станет именем нарицательным, наравне с ксероксами, джипами, аспиринами и памперсами, не так уж далеки от реальности. Абсолютный прототип – это не только подавляющая доля рынка в первые годы рождения и эволюции устройства. Это еще и сложнейшее конкурентное окружение: прототип копируют все просто потому, что сахар, соль и перец должны быть в любом магазине. И рано или поздно количество переходит в качество: лидер теряет свои безусловные позиции, став заложником собственного визионерства. Xerox, например, до сих пор бьется за то, чтобы отстроиться от ксероксов Сanon, HP и пр. (в том числе, с помощью специальных рекламных кампаний). И вопрос, чего хочет добиться Apple, затевая очередную, долгую и, в конечном счете, бессмысленную тяжбу – справедливости, пиара, позора конкурента – уходит на второй план. В этой игре ей уже ничего не поможет. Выход один: придумать еще что-то, сравнимое с iPad. И так до бесконечности.