Фото: Stefan Ruiz
Многократно перенесенная из-за локдаунов выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» в конце концов все же открылась в Новой Третьяковке. Это подробный рассказ об эпохе, ставшей точкой отсчета современного мира. Концепция в полной мере отражена в архитектуре проекта, сочиненной Даниэлем Либескиндом и Штефаном Блахом, партнером студии Либескинда. Приехавший на открытие знаменитый архитектор, автор проекта Еврейского музея в Берлине и мемориала Граунд Зеро на месте башен-близнецов на Манхэттене, прокомментировал свою работу в интервью «Отделу культуры» Republic.
– Лабиринт, по которому мы бесконечно бродим на выставке, олицетворяет, понятно, наши вечные поиски свободы. Но из обычного лабиринта всегда один выход, и его еще надо найти. А тут выходов много. Почему?
– Отличный вопрос, я бы сказал, самый важный! Вы понимаете, вся эта история – об опыте, не о результате. О сложности, запутанности мечты о свободе. Этот лабиринт – скорее символ личностных впечатлений, я пытался показать всю трудность поиска выхода. Нет свободы без лабиринта, в котором мы бесконечно блуждаем, и нет лабиринта без возможности выхода из него. Вам необходимо то и другое. Зло и добро, свет и тьма, жизнь и смерть – все переплетено, и в этом непрерывном диалоге и поиске проходит жизнь.
– И нужно 40 лет, чтобы найти выход?
– Нет, я думаю (смеется). Потому что есть разные способы выйти. Но в каждом выходе таится своя опасность, и как знать, может быть, лучше найти другой выход.
– Многообразие решений вселяет надежду.
– Конечно!
– Бесконечное хождение по лабиринту – это же и история вашей семьи, ваших родителей? Польские евреи, они спаслись, переплыв через реку Буг на территорию СССР, отказались от советского гражданства и попали в сталинские лагеря, а в 1946-м вернулись в Польшу, потом оказались в Израиле, дальше в США.