Крупнейшему европейскому режиссеру современности Ларсу фон Триеру исполнилось 65 лет. Накануне в повторный прокат вышел его самый титулованный (и, как ни странно, один из самых недооцененных) фильмов – «Танцующая в темноте».
«Мы шли и тупо плакали»
1964 год, штат Вашингтон. Сельма, иммигрантка из Чехословакии, работает на кастрюльном заводе. Она почти ослепла – у нее заболевание глаз, которое передается по наследству, от него вскоре должен ослепнуть и сын Сельмы. Они живут в нищете: Сельма откладывает деньги на операцию, которая спасет мальчику зрение. После ребенка она больше всего любит голливудские мюзиклы и в фантазиях все время переносится из своего серого мира в яркий, цветной, в котором поет и танцует.
А в реальности все идет хуже и хуже. Сельму увольняют с работы. Ее сбережения крадет полицейский, которого она считала другом. Она его убивает. Ее арестовывают. Все, все оборачивается против нее – и несчастную вешают. За кадром звучит ее последняя песня: «Если жить – значит видеть, у меня перехватывает дыхание. Мне интересно – что случится дальше? Я увижу новый мир, новый день. Я тихо иду по воздуху, на полпути отсюда в рай, и свет распускается в моих волосах. Я увижу новый мир».
В мае 2000 года «Танцующую в темноте» показали на Каннском кинофестивале. Ларс фон Триер давно был уверен, что достоин получить там «Золотую пальмовую ветвь», но ему не повезло ни с «Элементом преступления», ни с «Европой», ни с «Рассекая волны», ни с «Идиотами». А с «Танцующей в темноте» он мгновенно сорвал джекпот. Председатель жюри Люк Бессон объявил, что редко плачет в кино – но на «Танцующей» слез сдержать не мог. И тут же отписал ей «веточку», а дополнительно – приз лучшей актрисе (Бьорк).
Помимо Бессона рыдали многие.