Российско-американский саммит в Женеве завершился вчера на позитивной ноте и в целом оправдал специально заниженные ожидания. Прорыва никто не обещал, его и не произошло, достигнутые договоренности выглядят (точнее звучат) максимально размыто, как обещания продолжить экспертный диалог в ряде областей взаимного интереса. Но неконтролируемого дальнейшего ухудшения отношений случиться не должно, возможна даже позитивная динамика, если возобновится обещанный межведомственный диалог. Перезагрузки не будет, но, возможно, возникла некоторая передышка.
Оба лидера получили от встречи примерно то, чего хотели, хотя Байден политически уязвим для критики справа, и ему предстоит приложить больше усилий, чтобы убедить американскую общественность и СМИ (на пресс-конференции Байдена изрядно потрепали), что он добился результата, отвечающего интересам США. У Владимира Путина такой проблемы нет.
Курс на уважительность
Президент России может поставить себе в заслугу, что ему удалось продвинуться в направлении главной цели РФ в отношениях с США – переходу к уважительным враждебным отношениям от существующих сегодня неуважительных. Российское руководство хочет, чтобы США относились к нему, как американские лидеры относились к членам Политбюро ЦК КПСС в 1970-е – уважительно, без личных оскорблений и персональных санкций, не ставя под сомнение легитимность их полной суверенной власти в России, и без лекций о демократии, но проводя с ними регулярные встречи на высшем и высоком уровне, чтобы обсуждать решения для остального мира. Этот нехитрый набор пожеланий транслировался американским властям в выступлениях Дмитрия Медведева, бывшего президента России в эпоху «перезагрузки» и второго человека в Совбезе РФ.