Два обстоятельства определили изменения в политике Франции — и стран Запада в целом — по отношению к борьбе с эпидемией. Во-первых, успешная кампания по вакцинации (во Франции полностью привито свыше 50% населения). Количество прививок и центров, где можно сделать инъекцию, очень велико, и каждый желающий может легко записаться на ближайшее время в любом удобном месте. Можно надеяться на достижение к осени еще более впечатляющих показателей. Между тем даже уровень в 70–80% не позволяет предотвратить развитие новой волны заболеваний, хоть и смягчает ее. Противостояние эпидемии превращается в дурную бесконечность, когда текущий уровень вакцинации не позволяет достичь коллективного иммунитета, а появление новых штаммов вируса запускает вновь и вновь цикл заражений и госпитализаций.
Во-вторых, давление на медицинскую систему в период эпидемии было столь значительно, что требуется поиск немедленных решений. Больницы уже полтора года работают в чрезвычайном режиме, откладывая все виды не очень срочных пациентов на потом, в то время как больные коронавирусом заполняют палаты и реанимации. Несомненно, достигнутые показатели вакцинации уже снижают нагрузку на врачей, но заболеваемость все равно растет, число пациентов в реанимациях Франции превысило 1500 человек, что не создает прямо сейчас критической ситуации, но обнаруживает неприятную тенденцию. При этом 85% больных, госпитализированных с коронавирусом, не были вакцинированы.
Таким образом, доступность вакцины, с одной стороны, и нежелание эпидемии отступать, с другой, привело правительство к необходимости сделать такой ход, который побудил бы скептически настроенных или осторожно выжидающих людей все же отбросить сомнения и выбрать одну из четырех сертифицированных прививок. Если доля таких смельчаков будет составлять 80−90% населения, можно надеяться на локальную победу над коронавирусом. Конечно, остальной мир, где уровень вакцинации низок, продолжит поставлять в ЕС новые штаммы, и некоторые из них, вероятно, окажутся устойчивыми к имеющимся прививкам. Но можно ли предложить что-то другое? Если не полагаться на прекращение эпидемии естественным или чудесным путем, то массовая вакцинация представляется единственным способом борьбы. В качестве метода ее осуществления правительство Франции выбрало введение санитарного паспорта и некоторых связанных с ним мер.
Санитарный паспорт
Необходимо сразу сказать, что тотальная и обязательная вакцинация не предлагается. Точнее, в принятом законе содержится список специальностей, для выполнения которых требуется сделать прививку. Речь идет о профессиях, предусматривающих непосредственный контакт с людьми, которые находятся в зоне риска по возрасту или состоянию здоровья. В частности, о медицинских работниках, персонале по уходу за больными и пожилыми людьми, службе спасения. Им предстоит полностью вакцинироваться до 15 сентября, в противном случае трудовой контракт будет приостановлен до соответствия требованиям санитарного паспорта.
Начиная с 9 августа, когда закон вступил в силу, все посетители ресторанов, стадионов, бассейнов, театров и других мест скопления людей должны располагать санитарным паспортом, в электронной или бумажной форме. Он содержит информацию или о полной вакцинации, или о перенесенном заболевании коронавирусом (при давности не более шести месяцев), или об отрицательном тесте ПЦР (действительном три дня). Эти же условия вводятся для перемещений на большие расстояния (автобусы, поезда, самолеты), но не для городского общественного транспорта. Как всегда, любопытны подробности запретов. Например, путешественник без санитарного паспорта имеет право остановиться в гостинице, но не может спуститься на завтрак, накрытый в помещении для всех постояльцев.