Алексей Венедиктов. Фото: Pavel Kashaev / Global Look Press

Алексей Венедиктов. Фото: Pavel Kashaev / Global Look Press

Тема электронной демократии для меня близка, так уж исторически сложилось. Десять лет назад мы с Леонидом Волковым написали про это небольшую книжечку и пытались продвигать эти идеи в России — задолго до того, как ими заинтересовались в администрации президента. Как сейчас вполне очевидно, это была совсем другая Россия, в которой жили совершенно другие мы. За прошедшие десять лет ситуация поменялась столь радикально, что последние годы нам, бывшим проповедникам электронной демократии, приходится постоянно разоблачать то, во что все это превратилось в России, а наши былые критики теперь нарядились в костюмы радетелей прогресса и демократии и с пугающей уверенностью проповедуют тотальный переход на электронное голосование. Так как никакой второй части «Облачной демократии» мы с соавтором так и не написали, попробую от себя лично ответить на волнующие многих вопросы: что не так с электронной демократией в России, время ли вообще сейчас говорить о переходе на электронное голосование и куда все движется?

Власть и деньги

Самая идея избавиться от архаичной бумажной канцелярии и перенести в онлайн все электоральные процедуры — от сбора подписей в поддержку кандидата до подсчета голосов и объявления победителя — остается притягательной и сейчас. Конечно же, платить в магазине с помощью телефона или даже часов гораздо удобнее, чем выгребать из карманов мелочь или выписывать чек, кто ж спорит.

Спор идет вовсе не вокруг удобства, а вокруг совсем другой материи — безопасности и прозрачности процедур. Одно дело — с помощью гаджета расплачиваться за товары и услуги проверенного производителя, зная, что если что-то пойдет не так, то ситуацию удастся урегулировать, вернуть деньги и даже получить компенсацию. Совсем другое дело — вводить данные своей карточки на сомнительном сайте. Во втором случае никаких денег никто не вернет и ваш банк скорее всего скажет, что ничего не может исправить — ведь вы же сами все отдали в руки мошенников. Поэтому, слушая доводы об удобстве электронного голосования, нельзя забывать о главном — о его безопасности, а точнее, о том, насколько защищены права граждан голосовать по своему решению, а не принудительно, голосовать тайно и свободно, а не опасаясь кары от начальства за «неправильное голосование», быть уверенными в том, что их голос достался тому, кому они его отдали, а не кому-то другому.

Я не зря постоянно провожу примеры с платежами, потому что сферы денег и власти тесно связаны, и в обоих случаях для гражданина очень важно быть уверенным, что все честно. Совершенно не удивительно, что многие до сих пор не доверяют электронным платежам и не используют смартфоны и другие девайсы как кошельки — у них есть сомнения, что их могут обмануть и пока они не убедятся в обратном, они будут предпочитать наличный расчет или как минимум физическую банковскую карточку.