Александр Петриков специально для «Кашина»
Эдуарда Боякова еще пока не выгнали из театра на Тверском бульваре, но Владимир Кехман туда уже пришел, и хотя теоретически можно допустить, что худрук Бояков сможет работать под началом директора Кехмана, последний, кажется, никаких шансов на сосуществование не оставляет — в своем программном интервью просто возит Боякова лицом по столу. Бояков у него — «продюсер, который сейчас зачем-то ставит спектакли», взгляды на театр — «то ли я не понимаю ничего, то ли он не понимает ничего», МХАТ — «директорский театр» (то есть Кехман планирует быть там главным), и даже как объект недвижимости театр в упадке — «катастрофически грязные окна, фасады в ужасном состоянии», причем, делясь этими впечатлениями, Кехман уточняет, что много раз ездил мимо МХАТа по дороге в Минкульт — намек на то, что у него там все схвачено, читается легко; еще, между прочим, Кехман говорит, что был во МХАТе всего однажды, когда на спектакль «Лавр» его приглашал большой кремлевский начальник Сергей Новиков, который сам (такое хобби) ставил у Кехмана в Петербурге оперу Чайковского «Опричник», а еще (об этом тоже сказано в интервью) Кехмана поддерживает профильная вице-премьер Голикова, и, как мы понимаем, жаловаться Боякову просто некуда — во всех инстанциях друзья и покровители Кехмана, сопротивление бесполезно.
И именно сейчас, когда карьера Эдуарда Боякова повисла на волоске из бороды Владимира Кехмана, самое время сказать, что вообще-то идея была очень даже неплохая. России начала двадцатых не хватало именно такого театра — патриотического, почвеннического и при этом не такого нафталинового, каким был МХАТ Дорониной (и вообще все наши «консервативные» театры — как старый театр Гоголя, сопротивлявшийся десять лет назад превращению в «Гоголь-центр» именно под патриотическими лозунгами). Дело даже не в лояльности власти — в конце концов, доживший до наших дней советский фрондерский театр в лице своих старых лидеров без труда нашел общий язык с властью Владимира Путина — из Олега Табакова, Галины Волчек, Марка Захарова (последний успел даже объяснить, что «Убить дракона» — это было пророчество про украинский майдан, а не то, что вы могли подумать) и их здравствующих учеников Владимира Машкова, Константина Хабенского, Евгения Миронова и прочих получились отличные доверенные лица, кавалеры орденов, публичные лоялисты, но сам дух шестидесятнического «Современника», «Ленкома» и Таганки, как ни коррумпируй его носителей, глубоко противоречит идее путинской державности, лицом русского театра так и останется ненавистный старикам из Совбеза Кирилл Серебренников, а на сцену даже придворного театра, стоит только отвернуться, выйдет Лия Ахеджакова и произнесет глубоко возмутительный антивоенный монолог, заслуживающий проверки СК. При этом не скажешь ведь, что именно эта интеллигенция полностью соответствует воспитанному при Путине обществу — социологически на каждого либерала приходится десяток или больше государственников, неосталинистов, да даже и гомофобов, и то, что они лишены своего голоса в тех сферах, где царствуют либералы — это несомненное уродство общественного устройства.