Президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент России Владимир Путин. Фото: ИТАР-ТАСС / Михаил Метцель

В Беларуси формулу Назарбаева «уйти, чтобы остаться», как я понимаю, изучали очень внимательно. Какой-то апгрейд предприняли?

— Здесь пошли по более сложному пути. В казахстанском варианте Нурсултан Назарбаев получил пост председателя Совета безопасности пожизненно. Александр Лукашенко же провел кардинальную перестройку белорусского основного закона, который планирует утвердить на референдуме в феврале 2022 года.

Опубликованный 27 декабря 2021 года проект Конституции Республики Беларусь 2022 года не относится к документам конституционного права. Проект не определяет основы политической, экономической и правовой системы белорусского государства, не создает и не корректирует систему власти в Беларуси, а представляет из себя собрание очень противоречивых и дающих возможность для различных толкований правовых норм, обеспечивающих, с одной стороны, контроль над белорусским государством Александра Лукашенко, а с другой стороны, создающий многоуровневую систему государственных гарантий неприкосновенности Александра Лукашенко до его физической смерти. В рамках проекта сделана попытка вывести Лукашенко и его политический клан из электорального поля. С одной стороны, институты государственной власти, которые положено выбирать на республиканских выборах, — парламент и президент — превращаются в совершенно бессильные ветви власти, чьи полномочия передаются новым институтам — Всебелорусскому народному собранию и председателю его президиума.