Перевод с английского Заура Мамедьярова

Перевод с английского Заура Мамедьярова

Оригинальное издание: 'Artificial Intelligence: A Guide for Thinking Humans', by Melanie Mitchell (Farrar, Straus and Giroux, 2019)

Издательство Corpus в ближайшее время опубликует книгу одной из ведущих ученых-информатиков современности Мелани Митчелл «Идиот или гений? Как работает и на что способен искусственный интеллект». В ней она анализирует работу ряда важнейших систем ИИ, оценивает их успехи и беспристрастно описывает ограничения.

«Я пытаюсь осмыслить и более широкие вопросы, которые с самого начала подпитывали дебаты об ИИ. Что мы называем "общим человеческим" или даже "сверхчеловеческим" интеллектом? Близок ли современный ИИ к этому уровню? Можно ли сказать, что он движется в этом направлении? Какие опасности таит ИИ? Какие аспекты своего разума мы особенно ценим? В какой степени ИИ человеческого уровня заставит нас усомниться в своих представлениях о собственной человечности? Насколько мы должны быть испуганы?.. Я хочу поделиться с вами своими соображениями и надеюсь, что вы — как и я — получите более ясное представление о том, чего уже добился ИИ и какие задачи ему предстоит решить, прежде чем машины смогут заявить о собственной человечности», — отмечает автор в предисловии.

С любезного разрешения издательства журнал «Будущее» публикует фрагмент из заключительной главы «Вопросы, ответы и гипотезы».

Вопрос: как скоро беспилотные автомобили войдут в обиход?

Это зависит от того, что называть «беспилотным автомобилем». Национальное управление по безопасности дорожного движения США определило шесть уровней автономности транспортных средств. Я перефразирую их определения.

  • Уровень 0. Всю работу выполняет водитель.
  • Уровень 1. Система может иногда помогать водителю рулить или контролировать скорость движения, но не то и другое одновременно.
  • Уровень 2. Система может одновременно рулить и контролировать скорость движения в определенных обстоятельствах (обычно на шоссе). Водитель должен непрерывно наблюдать за происходящим («следить за дорогой») и выполнять все остальные действия при вождении: перестраиваться из ряда в ряд, съезжать с шоссе, останавливаться на светофорах и пропускать полицейские автомобили.
  • Уровень 3. Система может осуществлять все аспекты вождения в определенных обстоятельствах, но водитель должен непрерывно следить за происходящим и быть готовым принять управление в любой момент, когда система обратится к нему с таким запросом.
  • Уровень 4. Система может управлять автомобилем в определенных обстоятельствах. В таких условиях от водителя не требуется постоянного внимания к происходящему.
  • Уровень 5. Система может управлять автомобилем в любых условиях. Она перевозит пассажиров, которые не должны принимать участия в управлении автомобилем.

Уверена, вы обратили внимание на важнейшую фразу «в определенных обстоятельствах». Невозможно составить полный список обстоятельств, в которых, скажем, система 4‑го уровня может полностью управлять автомобилем, но можно представить множество обстоятельств, усложняющих задачу автопилота: например, плохие погодные условия, плотное городское движение, движение по ремонтируемому участку дороги или узкой двухполосной дороге без разметки.

На момент написания этой книги большинство машин на дорогах находится между 0‑м и 1‑м уровнями: у них есть круиз-контроль, но нет контроля над рулением и торможением. Некоторые новые автомобили — с «адаптивным круиз-контролем» — находятся на 1‑м уровне. Есть несколько моделей автомобилей, которые сегодня находятся на 2‑м и 3‑м уровнях, например автомобили Tesla, оснащенные автопилотом. Производители и владельцы этих машин все еще выясняют, какие ситуации относятся к «определенным обстоятельствам», при которых водитель должен брать управление в свои руки. Существуют также экспериментальные автомобили, которые могут автономно функционировать в достаточно широком спектре обстоятельств, но и этим транспортным средствам все равно нужны «страховочные водители», готовые принять управление в любой момент. Известно о нескольких вызванных беспилотниками (включая экспериментальные образцы) авариях с человеческими жертвами, которые произошли, потому что водитель отвлекся и не успел в нужный момент взять управление на себя.

Отрасль беспилотных автомобилей жаждет производить и продавать полностью автономные транспортные средства (то есть автомобили 5‑го уровня), и нам, пользователям, давно обещают именно такой уровень автономности. Но что же мешает обеспечить полную автономность наших машин?