На пашне. Весна. Алексей Венецианов, начало 1820-х гг.

На пашне. Весна. Алексей Венецианов, начало 1820-х гг.

Wikipedia.org

Читаю (четвертый месяц уже, Господи, четвертый месяц!) рассказы о том, как люди ссорятся с друзьями, близкими, даже любимыми из-за отношения к путинской спецоперации. Не без постыдного злорадства — для меня все в прошлом. Все возможные ссоры случились в 2014-м, никто из людей, по-настоящему для меня важных, не подвел. Скучно живу — даже поругаться не с кем.

При этом раньше, то есть «до», всегда старался поддерживать контакты не только с единомышленниками. Дружить — сложно, сотрудничать — харам, но поговорить — да отчего бы и не поговорить? Интересно, а временами даже и не бесполезно. Везде попадаются умные люди.

Но и это в прошлом. Людей еще 23 февраля (День советской армии и признания республик, гибридный, как теперь принято выражаться, праздник) будто обухом по голове приветили. Все сложные мысли куда-то делись. Потери приходится считать не среди единомышленников, а среди бывших оппонентов, с которыми теперь не о чем спорить.

Вот, к примеру, один, толковый, способный нетривиально излагать любопытные мысли, относительно молодой, к тому же. Я его, грешным делом, даже во «Власть» звал, чтобы как раз стройный хор единомышленников слегка разбавить. Когда звал — «до», конечно, «до» — он побоялся, а теперь и я не позову, и он не пойдет. Он весь — в борьбе с «мировой жабой», разоблачает глобальный антироссийский заговор, даже в телевизоре довольно часто всплывает. Полшага, в общем, до главного корыта с кормом. Но тем для разговоров не осталось.

А вот другой, этого только читал, звать никуда не решался, да и не пересекались давно. Матерый, мудрый, из прежних, совсем не единомышленник, ни в чем, скорее — враг, но мудрый враг это тоже находка. Был. Теперь — плодит в телеграме плоские афоризмы, неуклюже подражая Розанову В.В. Скучно, дедушки.

Он-то, впрочем, и задел. «Снова, — пишет, — тревожусь. Умственная мысль пацифистов-с-24-февраля по-прежнему бесплодна. И нутро уже все вышло. А откровения все нет. Уж признались бы: как Россию казнить хотите? Скажите хоть».

Это как бы ирония, а ссылки не будет из сострадания. Вопрос задан, ответ понятен: какие казни ни выдумывай, а так лихо казнить Россию, как это у вас получилось, патриоты-ястребы-с-24-февраля, ни у каких врагов не выйдет.

Теперь у патриотов-ястребов в моде Петр I, и как тут не вспомнить стихотворение, которое в 1861 году посвятил монарху-преобразователю Алексей Константинович Толстой.

«Государь ты наш батюшка,

Государь Петр Алексеевич,

Что ты изволишь в котле варить?»

— «Кашицу, матушка, кашицу,

Кашицу, сударыня, кашицу!»

И так далее, вплоть до горькой последней строфы:

«Государь ты наш батюшка,

Государь Петр Алексеевич,

А кто ж будет ее расхлебывать?»

— «Детушки, матушка, детушки,

Детушки, сударыня, детушки!»