
Издательство «МИФ» выпустило в свет книгу Талии Мирон-Шац «От этого зависит ваша жизнь. Как правильно общаться с врачами и принимать верные решения о здоровье».
В последние годы мы получили беспрецедентный контроль над собственным здоровьем. Пациент теперь не пассивный участник событий, он может сам делать выбор, как и чем лечиться и лечиться ли вообще. Однако это бывает очень трудно из-за множества психологических ловушек и искажений: в свободном доступе много информации, и мы часто не знаем, кому верить, или доверяем не тем источникам. В результате мы проходим ненужные процедуры, чрезмерно увлекаемся лекарствами или поддаемся на псевдонаучные методы лечения.
Автор книги — доктор психологических наук, профессор, всемирно известный эксперт в области принятия медицинских решений, ученица лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана, исследовательница в Кембриджском университете и старший научный сотрудник Центра медицины общественных интересов. Доктор Мирон-Шац исследует, чем мы руководствуемся, когда делаем выбор в разных сферах — от питания до лекарств, от беременности до решения лечь на операцию. И рекомендует, как оптимизировать модель взаимодействия «врач — пациент».
Во всем виноват Google
Благодаря интернету у нас под рукой всегда есть бесконечное количество информации. Наши телефоны, планшеты и компьютеры позволяют нам получить массу знаний, изучая сайты больниц и национальных ассоциаций специалистов по тем или иным заболеваниям, форумы пациентов, научные журналы, дающие доступ к передовым исследованиям. При таком изобилии ресурсов можно подумать, что понимание медицинских терминов — дело несложное. Можно подумать, что люди могут просто набрать в строку Google «ФНО» или «креатинин» и что нет никакого оправдания тому, что они не знают значений подобных терминов. В конце концов, ответ на любой вопрос, касающийся здоровья и медицины, можно найти в «Википедии».
Такое мнение правдиво и справедливо лишь отчасти. Хотя информации о здоровье, несомненно, очень много, одного лишь ее наличия недостаточно. Даже когда медицинская информация предназначена для неспециалистов в данной области, она зачастую содержит формулировки, недоступные для понимания человеком, не имеющим отношения к медицине. Встает вопрос удобочитаемости текстовых материалов. Медицинская грамотность определяет способность человека к чтению текстов, а удобочитаемость — насколько доступным языком написан текст. Теперь вместо того, чтобы оценивать пациентов, мы даем оценку медицинской информации.
Обратимся к одному из определений, представленных в «Википедии» — источнике, куда люди в первую очередь обращаются в попытках быстро найти доступную и надежную информацию.
Как-то все в кучу написано, и вначале не сразу разобраться, что речь идет о разных вещах- дефибриллятор, искусственное дыхание и реанимация - это то, что в больнице будут делать и разрешения у пациента не спрашивать. А вот "предварительные директивы" или пo-английски "DNR" (do not resuscitate) - это другое дело. Это для терминальных больных, чтобы родственники потом за вас не решали, как вы будете умирать "побыстрей или сначала помучиться". Еще есть перевод этого как "медицинское завещание". То есть, вы заранее отказываетесь от реанимации (током бить и дыхательные трубки вставлять} , когда органы отказали уже из -за болезни (напр. рак) и не восстановятся ( это главное условие), т.е. все. конец, мозг умер..., но из за продвинутой технологии у пациента еще могут поддерживать функции дыхания, на самом деле это продление умирания. Но по закону больницы, в США по крайней мере, обязаны проводить эту реанимацию. Если пациент свою волю на этот счет не высказал, то родственников будут спрашивать, а родственники, особенно иммигранты из России, пугаются, как это так, отключить приборы! Нет, давайте уж до конца. И пациент все равно умрет, конечно, тело вроде бы уже не чувствует, но кто там его знает..... короче, это мои две копейки, знаю из первых рук, так как работала в больнице переводчицей.
Пару слов, на всякий случай, мало ли, может пригодится:
1) дефибриллятором который доступен в общественных местах, может оказывать помощь любой, для этого не нужно специальных навыков или обучения, обычно аппарат «говорит» что делать
2) если сердце остановилось, то сначала «запускают» нажатиями на грудную клетку и вдуванием воздуха в рот пострадавшему. Аппарат нужен в случае неритмичной работы сердца, запустить правильный ритм.
.
Если наврал - поправьте, пожалуйста, у меня в активе лишь двухдневный курс «спасателя» на рабочем месте
Shared decision making и доступность ("удобочитаемость") медицинской информации — чрезвычайно важные темы. Однако отрывок (и его перевод) оставляет странное впечатление. Интересно, например, сколько г-жа автор донатит в месяц на "Википедию", чтобы выступать с такими запросами, и понимает ли она вообще, откуда "Википедия" берется. Было бы здорово, если бы она учла наличие статей на Simple English, на котором есть и про Cardiopulmonary resuscitation. И вообще странно, что проблемное поле и исследования по ясному языку и доступной коммуникации никак не упоминаются.
"Правильную мысль" насчет связи эффективности лечения и отношений пациента с врачом сформулировала никак не "женщина" Розмари Маккейб в 2018 году — это общепризнано самое позднее с доклада ВОЗ 2003 года "Приверженность к длительной терапии, доказательство действенности", которым и было введено понятие adherence.
Считать телевидение в 2022 году средством массового образования, пожалуй, чересчур оптимистично. А вот про роль школьного образования не сказано вообще ничего. Зато похвалили подход фармацевтических компаний (?!)
Мелкие неточности и неясности тоже не прибавляют веса изложенному. Под «телепередачами» и «ТВ-шоу» понимаются, похоже, исключительно сериалы, насколько я понял, походив по ссылкам. Что ж, по художественным фильмам не рекомендуется также изучать историю, астрономию, приемы рукопашного боя, поварское искусство, технику секса, вождение автомобиля… В исследовании Эль-Джавахри в экспериментальной и контрольной группах было не по 75 пациентов, а control arm (n = 80) и intervention arm (n = 70). Ну и переводы названий "Система здравоохранения Генри Форда в Детройте" и "Центр медицины общественных интересов" отдельно доставляют)