Издательство «Альпина нон фикшн» выпустило книгу Мартина Форда «Власть роботов. Как подготовиться к неизбежному». Мартин Форд — футурист, автор бестселлера «Роботы наступают», признанного Financial Times книгой года в разделе деловой литературы, а также книг «Архитекторы интеллекта» и «Свет в конце туннеля».

Форд — популярный лектор и ведущий эксперт по искусственному интеллекту — очерчивает свое представление о будущем ИИ. С одной стороны, эта технология видится ему как мощный общедоступный ресурс, который способен преобразить практически все области экономики, общественной жизни и культуры. С другой — ИИ несет с собой реальные опасности как для отдельных людей, так и для общества в целом. Такую технологию нельзя принимать слепо и бездумно, и эта книга должна помочь человечеству подготовиться к грядущему — верно понять происходящее, отделить сенсации от реальности и найти оптимальные способы обеспечения процветания каждого из нас и всего общества в целом.

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы о том, как Китай превратился в полицейское государство, как по его следам последовали другие страны, включая США, и какие плюсы можно увидеть в происходящем.

Превращение Китая в полицейское государство

Нигде синергия авторитарной системы власти Китая и коммерческой экосферы искусственного интеллекта не проявляется очевиднее, чем в растущем кластере стартапов, занимающихся технологией распознавания лиц. В начале 2020 года четыре из них — SenseTime, CloudWalk, Megvii и Yitu — достигли статуса «единорогов», то есть компаний с рыночной стоимостью более $1 млрд. Пока аналитики спорят, приблизился ли Китай к паритету с Соединенными Штатами в развитии технологии искусственного интеллекта, не приходится сомневаться, что в сфере алгоритмов глубокого обучения, используемых для анализа и распознавания лиц и других особенностей людей, китайские компании являются абсолютными лидерами. Как и в других областях применения искусственного интеллекта в Китае, важнейшей движущей силой этого процесса является доступ к огромному массиву данных, на которых можно обучать машинные алгоритмы. По оценкам, в 2020 году в Китае насчитывалось 300 млн камер слежения. Таким образом, с точки зрения доступности цифровых фотографий лиц во всех мыслимых ситуациях и под любыми углами Китай с большим отрывом является мировым лидером.

Бурное развитие стартапов, занимающихся распознаванием лиц, подпитывается безграничным спросом на технологии слежения на всех уровнях авторитарной власти в Китае. Среди самых заинтересованных покупателей этой технологии — полиция, совершенствующая свои сети слежки с учетом особенностей регионов. Синьцзян остается испытательным полигоном для китайского полицейского государства, и технологии, которые были здесь опробованы и доведены до совершенства, быстро распространяются на всю страну. Китайская полиция часто сочетает системы распознавания лиц с другими технологиями, в частности со сканерами мобильных телефонов, которые фиксируют уникальный идентификационный код каждого телефона, оказавшегося поблизости, а также с устройствами считывания автомобильных номеров и отпечатков пальцев. Это оруэлловское единство со временем становится все более тесным. Например, алгоритмы могут связывать идентификационные коды смартфонов с лицами, создавая всеобъемлющую систему идентификации и слежения за людьми. Подобные системы устанавливаются вокруг зданий в местах повышенной криминогенности. Доступ во многие жилые комплексы также осуществляется системой распознавания лиц, а не с помощью ключ-карты или других, менее интрузивных методов. Это позволяет управляющим зданиями и местным полицейским следить за жителями и гостями комплексов, а также предотвращает незаконную сдачу квартир в аренду.

Камеры слежения очень плотно размещены в местах, которые часто посещают приезжие или где велика вероятность скопления людей: на железнодорожных станциях, стадионах, возле достопримечательностей и площадок для проведения массовых мероприятий. Широкий резонанс вызвал ряд случаев ареста людей на концертах и фестивалях с участием до 60 000 зрителей исключительно на основании совпадений, выявленных системой распознавания лиц. Полицейские могут использовать экспериментальные очки для распознавания лиц, способные идентифицировать человека, если он остается неподвижным в течение нескольких секунд и находится в региональной базе данных. Подобное выглядит как сцены из фильмов-антиутопий. Другие системы ИИ могут распознавать людей по одежде или даже по уникальным особенностям их походки.