Александр Филиппенко в спектакле "Шекспиргамлет"

Александр Филиппенко в спектакле "Шекспиргамлет"

Фото предоставлено Театром имени Моссовета

Журналистская судьба завела в Театр им. Моссовета на «Шекспиргамлет» в постановке Евгения Марчелли.

..Толстенькая, круглая как шар, рыжая Офелия (Анна Галинова) неподвижно стоит посреди сцены и, жуя яблоко, уныло повторяет в ответ на призывы Полония не забывать про девичью честь: «Да поняла, пап, не повторяй». Полоний (Валерий Яременко) — в строгом офисном костюме и с модной прической, он называет дочку Фелей, а Гамлета — лысой тварью.

Гамлет (Кирилл Быркин) и правда блестит голым черепом и носится по сцене неустанной торпедой. Клавдий (Сергей Юшкевич) и Гертруда (Евгения Крюкова) беспрестанно целуются на авансцене и ощупывают друга в самых потайных местах. Папа-призрак (Александр Филиппенко) еще до начала спектакля мыкается по сцене в разных направлениях, как слепой крот. В этой постановке он — единственный, кто произносит строго шекспировский текст.

Остальные проговаривают прозаический перевод Михаила Морозова 1954 года. Сам переводчик писал, что сделал этот перевод исключительно для актеров — чтобы им легче было пробиваться к смыслу, а то ведь при поэтическом переводе изначально заложенный автором смысл может порой и ускользать. В спектакле Марчелли и морозовский перевод претерпевает порой необъяснимые метаморфозы — вероятно, чтобы уже зрителям-дебилам легче было пробиваться к смыслам. Монолог «Быть иль не быть?» Гамлет промяукивает отдельными фразами впроброс, словно бормочет во сне. Восторженная увесистая Феля эхолалически ему подмяукивает («Быть! Конечно, быть!»), являя нам образ добродушной имбецилки.

Анна Галинова (слева) и Валерий Яременко в спектакле «Шекспиргамлет»

Фото предоставлено Театром имени Моссовета

Публике нравится. Зал беспрестанно хохочет, особенно когда персонажи ругаются самыми бранными словами, не предусмотренными Шекспиром. Нынешняя театральная публика вообще как-то болезненно обожает ненормативную лексику на сцене и каждое «б…» и «х…» встречает дружным смехом. Это одна из загадок восприятия искусства современной российской публикой.

Иногда думаешь — а может, нечего изобретать велосипед, а просто выводить на сцену актеров, которые будут по очереди материться? Это ж сколько счастья для зрителя!