Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
На педагогов часто смотрят, как на неудачников, получающих мизерную зарплату, но при этом помогающих режиму. Это они (и только они) фальсифицируют выборы, разносят повестки в военкомат и оправдывают войну на «уроках о важном». Мне захотелось разобрать некоторые популярные стереотипы об учителях, чтобы другие люди, прочитав этот материал, поменяли свое отношение к нам.
«Получают копейки»
Зарплата педагогов варьируется по регионам, но в целом действительно оставляет желать лучшего. Например, моя зарплата по итогам сентября составила всего 25 тысяч рублей. Это при нагрузке 24 часа в неделю и первой квалификационной категории. Официально средняя учительская зарплата в моем регионе — 35 тысяч. Такую сумму получать можно. Вопрос в том, какой ценой.
Знаю учителей, которые тянут по две ставки (36 часов в неделю) и даже больше или исполняют функции классного руководителя сразу в двух классах. Они должны получать в районе 40 тысяч. И это я еще не считаю такой субъективный показатель, как баллы за особые достижения — победы детей в олимпиадах, участие в конкурсах, результаты ГИА и прочее. Я называю его субъективным, потому что обычно начисление баллов зависит от воли директора, хотя и оформляется как решение специальной комиссии.
Например, в начале этого учебного года мне начислили всего 10 баллов (в денежном выражении — чуть больше тысячи рублей). Ровно столько же, сколько новой учительнице ИЗО, которая пришла к нам из другой школы и, следовательно, никаких заслуг на новом месте работы не имела. А вот учительница физики похвасталась, что ей зачли даже участие детей в интернет-олимпиаде, за которое официально баллы не полагаются.
Но педагоги с «маленькой» нагрузкой и низкими баллами не отчаиваются, активно совмещая школу и разного рода подработки. Мои коллеги ремонтируют квартиры на заказ, пекут пироги, распространяют косметику, чинят компьютеры, занимаются репетиторством наконец. В массе своей учителя очень предприимчивые люди с достойным по российским меркам уровнем жизни. Правда, достигается это зачастую ценой полного отсутствия свободного времени.