Перечитывал тут (по рабочей надобности, честно) эпохальную статью выдающегося или даже главного историка современности — Путина В.В. «Об историческом единстве русских и украинцев».
Всем, кстати, рекомендую перечитать: текст вышел 12 июля 2021 года, но там, как теперь выясняется, довольно откровенно описано все, что случилось с нами в 2022-м. Я, впрочем, и тогда говорил — не цепляйтесь к ошибкам, не спорьте о фактах, — он пишет не об истории, не о прошлом, он пишет о будущем и о себе.
И сейчас вот, штудируя текст, споткнулся о пассаж, на который раньше не обращал внимания: проходной момент, очередные жалобы на врагов, которые извращают историю, скука. Дежурная реплика, начальники такие много лет уже воспроизводят на автомате: «По сути, украинские элиты решили обосновать независимость своей страны через отрицание ее прошлого, правда, за исключением вопроса границ. Стали мифологизировать и переписывать историю, вымарывать из нее все, что нас объединяет, говорить о периоде пребывания Украины в составе Российской империи и СССР как об оккупации. Общую для нас трагедию коллективизации, голода начала 30-х годов выдавать за геноцид украинского народа».
Но ведь нет, тут стоит остановиться, тут все интереснее. Про «общую для нас трагедию коллективизации и голода» — это вовсе не дежурная реплика. Это в чем-то даже уступка воображаемым оппонентам «с той стороны».
И глубокомысленный автор ведь прав — если уж рассуждать об общности (а он, напомню, как раз об общности и даже о единстве), то голод начала тридцатых — и правда общая для нас трагедия. Вообще, удивительная получается картина общей истории, в которой роднят народы в первую очередь трагедии. Ну да ладно.
До сих пор мы не знаем точно, сколько тогда погибло людей. Знаем только, что сильнее прочих пострадали украинцы, русские и казахи. И русских погибло много. Едва ли меньше, чем украинцев и казахов. Ну, сравнимые должны получиться числа, хотя в этом контексте разговор о «сравнимости» — уже какое-то кощунство.
Вот только и для Украины, и для Казахстана — и на официальном уровне, и на уровне народной памяти — это скорбь, боль. Правильные, единственно возможные слова сказаны, точные оценки даны. А в России на официальном уровне — это «жертвы, которые пришлось принести ради модернизации, позволившей выстоять в Великую Отечественную войну». Народную же память запинали куда-то под шконку, слишком долго, сознательно и последовательно сдирала пропаганда корку с имперских болячек, чтобы настоящая память растворилась в сладких страданиях по утраченному величию. Как тут не вспомнить про «Мемориал», не воспроизвести удивительный послужной список — «организация включена в реестр НКО-иноагентов, деятельность организации запрещена судом, организация удостоена Нобелевской премии мира».
Вот поэтому и смотрятся странно слова Путина. Здесь же не велено так думать. Какая трагедия? Заметьте, кстати, как вымывается из разговора даже намек на государство и на ответственность государства. И голод, и коллективизация — вроде стихийных бедствий, трагедия сама собой случилась, еще больше сплотив единый народ. Так ведь это надо понимать, Владимир Владимирович?
***
У современного украинского поэта Александра Кабанова, который живет в Киеве и пишет на русском языке, есть такие вот стихи, красивые и страшные. «Памяти жертв Голодомора».
Контактный Сталин. А я думала, что есть только контактные зоопарки. Спасибо, Иван!
<<Вот только и для Украины, и для Казахстана — и на официальном уровне, и на уровне народной памяти — это скорбь боль. Правильные, единственно возможные слова сказаны, точные оценки даны. А в России на официальном уровне — это «жертвы, которые пришлось принести ради модернизации, позволившей выстоять в Великую Отечественную войну». Народную же память запинали куда-то под шконку,>>
Эк у Вас- "единственно возможные слова!" Радетели за свободу слова во всей своей красе... Отношение казахов, украинцев с одной русских к голоду начала 30-х действительно разное. И тому есть объективнэ причины. Казахов погибло 25%, украинцев 8-10%, русских - 3-4%. Территориально тоже - в Казахстане голод задел более половины территории страны, на Украине - четверть, в России менее 20% европейской части .Для казахов и украинцев такой голод был новостью, а в Поволжье и на Сев. Кавказе голод начала 20-х был куда страшнее. И, наконец,в результате Голодомора изменился этнический состав пострадавших территорий- на смену казахам и украинцам заселились русские.
Чего уж теперь мерится синяками дедов. Статья не про это. Как говорилось в каком-то советском боевике "не в том беда, что нас тринадцать, а в том, кто из нас тринадцатый". В данном контексте - виноватый в бедах и казахов, и украинцев, и русских.
Ой как у Вас всё просто. Но в Поволжье (за Казахстан не знаю) была виновата погода и архаичный тип крестьянского хозяйства. На Дону же в 32-м созрел неплохой урожай, но он пошёл псу под хвост - колхозники его не собирали так как "всё одно всё отымут". Ну и получилось - ""выбью себе глаз, пусть у тёщи будет зять кривой"
Там дело было не в погоде и/или настроении. После начала Великой депрессии резко упали цены на зерно (да и на всё продовольствие) - основу тогдашнего советского экспорта. А на оборудование для индустриализации падение цен было куда меньше. Все контракты были уже подписаны и на снижение цен поставщики оборудования не соглашались. Поэтому была дана команда соответственно увеличить заготовки, чтобы компенсировать падение экспортных доходов..
Не спорю, но! И так и не так. Засуха тоже была. В 31-м была засуха и на востоке Украины, и в Поволжье. Зерна там не собрали вообще. И комиссары выдали тогда зерно и на посев для 32-го, и на то, чтобы крестьяне не дохли с голода. Впроголодь, но люди выживали. В 32-м в Поволжье опять была засуха, но на Украине засухи не было. В 32-м у комиссаров уже не было зерна чтобы помочь Поволжью (то, что собирали в других регионах шло на экспорт, как Вы правильно заметили). Но на востоке Украины урожай был и в тех колхозах, где его не поленились собрать голода не было. А там, где сгноили на корню - комиссары зверствовали - отбирали и картошку, и закрутки (совершенно незаконно - никто картошку не экспортировал)
Помню, как в прошлой жизни с нетерпением ждала ваши материалы. Сейчас, друг мой, в эти жуткие времена очень нужно читать вас. Спасибо, что вы есть и пишите! Я когда увидела баннер про выставку "на переломах эпох", я глазу не поверила, сначала увидила фото : жёлтое поле, голубое с облаками небо и крупно надпись Украина, а потом в том голубом украинском небе чёрными буквами на переломах эпох. И что, где, когда непонятно, потом уж в интернете нашла описание этого про стену непонимания между Россией и Украиной, про общую беду... Жутко читать в стране правоприемнице, организовавшей беду про общую беду, про восхищение Сталиным и всё такое прочее.
Отвечу так же, как случайный прохожий в провинциальном городке на вопрос о необходимости коллективизации : "А что, заводы не нужно было строить?"
Вы не поняли за чей счёт их строили и сколько людей погибло из-за этих строек. Поэтому спрошу вас в ответ, а можно было построить заводы, не моря голодом людей, не убивая их и не использовав рабский труд? Думаю, что можно было, но так не принято. У нас так неприятно. Помню лет 25 назад переводила тех характеристики строительного оборудования и меня так удивило- они расписывают что сделали, чтоб работающий на нём впоследствии не столкнулся с профессиональными заболеваниями. Есть страны, где о людях заботятся, потому что чем лучше живут граждане, тем успешнее экономика у государства.
Прадед моей жены, Абрам Вайсман, был главным инженером одного из заводов Магнитки, и даже директором 1 месяц. А потом его расстреляли. Я спросил - а что, он не мог остаться в Москве и не ехать на Магнитку? "Так его уже тогда бы и расстреляли", горько улыбнулась жена. И тогда я задал главный вопрос, который я пытаюсь и до вас донести (я не только лично к Вам обращаюсь) - "А поехал бы он сам, добровольно, без угрозы расстрела/тюр;мы?" -"Конечно, нет". Вот и ответ на вопрос за чей счёт и можно ли было обойтись без ВНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО принуждения.
Нерентабильно получилось, заводы для людей или люди для заводов..
Не построили бы, не подняли за 30-е годы ВВП в 4 раза, не получили бы равенство по ВВП с Германиейв 1940-м - и войну не выиграли бы.
Есть научные работы, которые показывают на основе статистики, что использованные Сталиным «внеэкономические меры принуждения» были не только бесчеловечны, но и неэффективны, что другими методами с высокой вероятностью можно было добиться большего, с учётом опыта других стран а тот же период времени.
Не надо держаться на тезис, что репрессии позволили построить заводы. Скорее помешали, хотя эти факторы чуть менее очевидный на первый взгляд.
И они, конечно же, не секретны и Вы приведёте ссылки на эти работы. Можно людей заставить работать кнутом или пряником. Какой пряник был доступен руководству СССР в 1930-м году? Деньги? Так на них всё равно ничего купить было нельзя (тем более в Магнитогорске) Акции? Не имеют смысла в нерыночной экономике. Что вместо кнута? Энтузиазм? Да, это сила. Но ВВП в 4 раза не поднять на голом энтузиазме. Был бы так же признателен за указание какая другая страна за 30-е выросла в 4 раза. В США, к примеру, ВВП не вырос, а снизился на 20%.
Здесь на Репаблике был обзор книги с соответствующим анализом. В названии статьи было что-то про то, был ли Сталин эффективным менеджером. Искать сейчас не готов.
«Ничего нельзя купить на деньги» - это очень странный аргумент, потому и нельзя ничего купить, что производится не то, что людям нужно, а то, что сказали сверху. Как показал НЭП, стоит дать людям экономическую свободу - сразу находится, на что тратить деньги.
Значит подождём, когда найдёте. А насчёт НЭПа - так если продолжить траекторию по которой росла Россия в 1900-1913-м (т.е. без войн и революций) - то к 40-му году ВВП был бы 50% от германского.
Иногда повышают ВВП страны и без того, чтобы убить миллионы граждан этой страны
Троцкисты этого хотели, потом поняли, что не получается, что на одном энтузиазме не выехать, что марксизм будет запятнан океанами крови и умыли руки. А Вы считаете стоило рискнуть и попробовать без коллективизации, без репрессий?
Миллионы замученных вас не волнуют?
Именно что. Просто есть разница между 10 миллионов и 110 миллионов.
Если бы да кабы, но вы простой наследник Сталина, наверное, или я ошибаюсь?
Я марксист и православный христианин. А в христианстве есть такая заповедь - не убий. И между вариантами с 10 миллионами убитых и 110-ю для христианна выбор очевиден.
Оставьте в покое Христа
Хорошо. В еврейской религии тоже есть такая заповедь.
“В затхлость нафталиновых грез пенсионера, который до сих пор не может забыть, как урвал во время загранкомандировки в Дрезден сервиз «Мадонна».” - очередной шедевр от мастера!
Да хороший сервиз. Для столового - немного китчевый, для кофе - самое то.