Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, 18 января 2023 года

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, 18 января 2023 года

Фото: mid.ru

Стирание границ между прошлым, настоящим и будущим становится для деятелей российского режима не то идеологическим оружием, не то средством эскапизма. На уходящей неделе министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, отвечая на вопросы журналистов, попробовал объяснить, чем Россия в качестве империи лучше западных держав:

«В отличие от западных колониальных практик, [мы] никогда не подавляли народы, которые входили в состав Российской империи, и не уничтожали их, не бросали в некий «плавильный котёл», чтобы они все утратили свою идентичность, самобытность и все стали «американцами, на одно лицо». […] У нас все, кто присоединялся к Российской империи, сохраняли свои нравы, традиции, самобытность, обычаи и языки».

Сомнительна сама постановка вопроса. По духу лавровский спич из 2023 года родственен филиппиками, что обменивались в конце XIX века англичане с французами. Лондон с Парижем тогда переделили между собой полмира и выясняли, чей пробковый шлем мягче, а хлыст короче. Так, французский писатель Луи Буссенар ещё в 1883 году использовал тот же нарратив, что в наше время транслирует глава российского МИДа:

«Должен ли я напомнить об уничтожении жителей Тасмании, об истреблении [коренных] австралийцев, о массовых расстрелах населения Капской колонии, о вымирании краснокожих на Дальнем Западе? Почему мне не привести прославленные имена французских исследователей, которые вдохновляются только благородными примерами и взяли себе девизом гуманность, мягкость и убеждение?»

Можно долго рассуждать об отличиях российской континентальной от французской и британской заморских империй. Но само по себе застревание в дискурсе позапрошлого столетия — такой себе симптом для Кремля. Тем более, что с сохранностью самобытности и языков и «неподавлением» народов в царской России дела обстояли не ахти. Достаточно нескольких примеров из последнего столетия империи Романовых.

«Западные границы для вас открыты»: дискриминация евреев

До середины XVII века на землях Московского царства не проживало крупного еврейского населения. Ситуацию последовательно изменили присоединение Левобережной Украины и ликвидация Речи Посполитой. Российские императоры неожиданно для себя получили в подданство крупнейшую из еврейских диаспор того времени.

Русское общество относилось к евреям с опаской и недоверием. Изначально сказывался больше примитивный околорелигиозный антисемитизм в духе «жиды Христа распяли». Со временем он уступил место более «научному» структурному. Евреи исторически представляют собой специфическую замкнутую среду, поэтому их нельзя «вписать» в государство на общих основаниях.

«Жертва фанатизма»: на картине Николая Пимоненко (1899 год) изображена травля евреями соплеменницы, задумавшей креститься ради брака с христианином

Изображение: Wikipedia

Правда, та же Екатерина II стремилась к образу просвещённой императрицы. После разделов Польши она установила формальное равенство иудеев с другими подданными.

«Когда… еврейского закона люди вошли уже на основании указов Её Величества в состояние равное с другими, то и надлежит наблюдать правило, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами, без различия закона и народа».

На деле ещё в конце XVIII века власти сформировали для евреев «черту оседлости», примерно соответствующей территориям современных Беларуси, Литвы, Польши и Украины. За её пределами представителям дискриминируемого народа запрещалось свободно жить. Исключение монархия делала только для абсолютного меньшинства: богатых купцов и немногих счастливчиков, получивших высшее образование или отслуживших в армии, несмотря на все препоны. Действовали и другие дискриминационные меры. Так, по правительственному указу от 1794 года с евреев-мещан и купцов следовало собирать вдвое больше податей, чем с христиан.

Гарантированно еврея в Российской империи от поражения в правах мог спасти только отказ от иудаизма через крещение.

В XIX веке положение этноса становилось хуже. В 1820-х годах принудительную ассимиляцию евреев запустил Николай I. Инструментом своей политики он выбрал рекрутский набор. Иудейские общины получали особые завышенные нормы. Полагалось, что за 25 лет армейской службы евреи потеряют национальную идентичность и обрусеют.

Эти и другие новации хоть и медленно, но работали. К середине XIX века в империи образовалась прослойка ассимилировавшихся евреев. Многие из них вроде литератора Льва Гордона сами призывали соплеменников отказаться от прежней замкнутости и патриархальности, чтобы лучше инкорпорироваться в российское общество. Беда состояла в том, что в этом обществе многие всё равно воспринимали как врагов любых иудеев — хоть консерваторов, хоть реформаторов.

«Еврейская свадьба с клезмером», картина Исаака Аскназия (1893 год)

Изображение: Wikipedia

В последней четверти XIX века российский антисемитизм вышел на новый уровень. Всё больше евреев, как и в других странах, становились преуспевающими банкирами, предпринимателями, адвокатами, врачами. Недруги именно их воспринимали ответственными за болезненную и затяжную ломку традиционного общества. Новую жизнь получали старые юдофобские тейки вроде пресловутого «кровавого навета».

В марте 1881 года немалая часть общества полагала, что императора Александра II «убили жиды». Хотя этнической еврейкой, притом ассимилировавшейся, была только одна из восьми покушавшихся — Геся Гельфман.

В 1881–1882 годах города на территории современных Украины и Беларуси сотрясла волна еврейских погромов. Речь идёт в общей сложности о примерно 166 актах массового насилия. Решимости погромщикам обычно добавляла небезосновательная уверенность, что армия и полиция мешать им не станут. Ни правительство, ни лично император Александр III никак не осудили произошедшее. Пострадавшие не получили от государства никакой поддержки.

«В предместье Киева, Демиевку, шайка громил ворвалась ночью, разрушила прежде всего кабаки, напилась волки допьяна, а затем подожгла еврейские дома. Под покровом ночи здесь творились ужасы: многих евреев избивали до смерти или бросали в огонь. Христианское население спасалось от бесчинств тем, что выставляло в окнах иконы, рисовало на заборах и дверях кресты».

— Семён Дубнов, российский историк

Министр внутренних дел Николай Игнатьев, сам убеждённый юдофоб, в ответ на жалобы евреев открыто заявил, что для них открыты западные границы империи. Этот намёк восприняли около 1,9 миллиона представителей гонимого народа — они покинули Россию, подточив основу для законопослушного и зажиточного среднего класса в государстве.

Американский плакат «Русский царь, прекрати гонения на евреев», 1904 год

Изображение: Wikipedia / Emil Flohri

Оставшихся же ждало только новое ужесточение законодательства. 3 мая 1882 года правительство Александра III приняло драконовские «Временные правила о евреях». Власти не только укрепили «черту оседлости», но и осложнили ненавистному этносу жизнь внутри неё. Империя ограничивала приём иудеев в учебные заведения, препятствовала их участию в местном самоуправлении, чинила им препоны в разных профессиональных сферах.

Сложившиеся за пределами «черты» еврейские общины оказались на птичьих правах. В начале 1890-х московские чиновники с одобрения императора добились полной высылки евреев из бывшей и будущей столицы России.

Ответом на эту кампанию со стороны преследуемого народа стали массовая эмиграция и участие в антиправительственных социалистических организациях. Предрассудки правящей элиты обернулись самосбывающимся пророчеством.