
«Британия не может дать такой великой державе, как Германия, фору в семь лет для разработки танков, а затем рассчитывать догнать ее каким-то неизвестным инженерной науке чудом, не заплатив за это тяжелую цену».
Генерал-майор Кроуфорд
«Mechanical abortions» дословно переводится как механические выкидыши, а литературно — «ведра с гайками». И это еще сравнительно мягкое выражение, употребляемое английскими историками в отношении своих танков времен Второй мировой. Тогдашняя продукция отечественного танкопрома не удовлетворяла британскую армию ни качественно, ни количественно. Это при том, что именно англичане первыми придумали и применили танки в 1916 году, к концу Первой мировой располагая самой мощной в мире танковой армадой. Как же они дошли до жизни такой?
Это все придумал Черчилль
В 1920-х британский танкопром шел в авангарде инженерной мысли — сказывалась инерция Первой мировой. Быстро отправив на металлолом свои архаичные «ромбы», англичане приняли на вооружение средний танк Mk.II — отличную для своего времени машину. А дальше в полет инженерной мысли вмешались политические резоны, и в первую очередь принятое в 1919 году «правило 10 лет» — считалось, что в течении этого периода Британия точно не будет вести большую войну. Это позволило держать вооруженные силы на полуголодном пайке, благо у страны, только что вышедшей из тяжелейших испытаний 1914–18 гг., через край хватало и других финансовых забот.
В 1928 году с подачи министра финансов, которым тогда был никто иной, как Уинстон Черчилль, это правило было продлено на неопределенный срок. На что ему неоднократно указывали, когда в середине 1930-х будущий премьер, сидя в глухой оппозиции, стал требовать увеличения военных расходов. Другой, сформулированный тем же Черчиллем еще в 1921 году принцип, гласил: в мирное время нет нужды тратиться на масштабное перевооружение армии, те же танки, построй их сейчас, все равно устареют к началу войны. Надо будет — в угрожаемый период развернем производство и наклепаем наиновейшие модели. Черчилль при этом ссылался на свой опыт Первой мировой, когда он, будучи министром снабжения, действительно сумел в кратчайшие сроки поднять выпуск снарядов, винтовок, пулеметов. Он только упустил из виду, что танк — система посложнее пулемета.
В отсутствии видимой угрозы извне британская армия все больше превращалась в колониальную полицию, которой лучше подходили легкие танки и бронеавтомобили.
Их тонкой брони и слабого вооружения вполне хватало, чтобы гонять партизан, они были дешевы в производстве, к тому же, как выразился один чиновник, средний танк, может, и стоит в бою десяти легких, но как вы его отправите в два места одновременно? «Настоящие» танки, в итоге, оказались не востребованы.
Все это в начале 1930-х обернулось атрофией военно-конструкторской мысли и переориентацией производств на выпуск гражданской продукции.
Mechanical abortions дословно переводится как «механические уродцы» (недоразвитые, плоды аборта), а не «аборты»
Ваша правда.
Спасибо, Константин! Очень познавательно! Факт, что "приоритет в этой ситуации получили флот и ВВС", позабавил. На начало ВМВ такую дрянную авиацию, как у Британии, из всех крупных держав имел, пожалуй, только СССР. Видимо, не в коня был корм.
А можно теперь статью про эффективное танкостроение в Штатах накануне и во время войны? Они ведь тоже её начинали с гайковёдрами, подобными английским, (и отсталой истребительной авиацией) но каким-то образом быстро "исправились".
Факт, что "приоритет в этой ситуации получили флот и ВВС", позабавил.
*
Так это же естественно - Остров.
А можно теперь статью про эффективное танкостроение в Штатах накануне и во время войны?
*
Да, как нибудь напишу. Там есть пара интересных сюжетов.
Тем не менее, имея "дрянную авиацию", т.н "Битву за Британию" им удалось не проиграть.
Так "Битва за Британию" была через год после начала войны.
Началась в июле 40-го. Поэтому, всеже не через год, а немного раньше.
В части парка истребителей RAF встретили её с Hurricane Ir, который был основным, а также со Spitfire Mk.I, которому и приписываются лавры спасителя в "Битве за Британию".
При этом, Spitfire Mk.I начал поступать в строевые части осенью 38-го, (то есть за год до начала ВМВ)
В догонку, Spitfire Mk.II начал поступать в RAF в августе 40-го, Hurricane IIA, в сентябре 40-го.
С немецкой стороны, в битве выступал Me109E. Как показали воздушные дуэли "Битвы за Британию", против Spitfire Mk.I у него еще были шансы, против Spitfire Mk.II шансов уже почти что и не было. Поэтому, у Люфтваффе, в начале ВОВ был уже 109F. Уже именно он встречался с уцелевшими советскими И-15/И-16 разных модификаций, а так же Лагг-3 и Як-1.
Вот, что можно сказать про дрянную авиацию в RAF на начало ВМВ
Точная дата начала БЗБ к делу не относится. На начало *войны*, т.е. на сентябть 1939-го, когда Британия в неё вступила и начала терять самолёты, у неё было очень мало даже Спитфайров-1, а подавляющее большинство составляли Харрикейны, Гладиаторы (бипланы, Карл!) и Дефайанты. Последние два типа были неконкурентоспособны даже на момент вступления в строй. Про бомбардировочную авиацию с её Баттлами, Уиттли и другим хламом я вообще молчу.
Было бы очень здорово, если бы вы привели цифирь по количеству авиации у RAF, а то эта категоричность в вашем утверждении уж очень смахивает на наброс на вентилятор.
Сможете разжиться цифирью по составу британских ВВС? В идеале на 1-е сентября 39-го и 1-е июля 40-го, когда будем считать началась БЗБ и у ВВС его величества начались самые горячие денечки.
К началу ВМВ британцы догнали Германию по темпам производства боевых самолетов. Больше выпускали только в СССР.
Нормальная авиация была у СССР, как и танки. Вполне на уровне Германии. Проблемы были в качестве пилотов/танкистов и уровне командования
Ни разу. Подавляющее большинство советской истребительной авиации на 22 июня 1941 года составляли старые, как говно мамонта, и неконкурентоспособные И-15 и И-16. Имеющиеся в мизерных количествах новые истребители советские же пилоты называли лакированными гарантированными гробами и другими нелестными эпитетами. Немцы, захватившие экземпляры этой чудо-техники, были с ними согласны.
У Германии было примерно 1000 истребителей на всем восточном фронте на 22 июня 1941. У СССР только новых моделей МиГ-3 и Як-1 было больше 1000. Что касается качества, то при правильном применении они вполне были конкурентноспособно, что показывают результаты части пилотов. Даже И-16 при грамотном использовании (прикрытие бомбардировщиков и штурмовка) вполне себе представляли собой оружие. Качество пилотов и уровень командования (а также отсутствие радиосвязи) играли куда более важную роль. К слову Британия это наглядно показала.
Даже эти новые модели погоды не делали, потому что значительно отставали от немецких аналогов. МиГ-3 вчистую прогрывал даже Яку-1 на высотах, на которых велись бои, а Як-1 (которых на всём фронте дай бог если было штук 200 в боевом состоянии на 22 июня) сильно уступал 109-ым. И-16 -- вообще неконкурентоспособен, как я написал выше. Вдобавок раций, как вы сами сказали, на всех них не было почти совсем. И, наконец, надо помнить о просто дичайшем качестве сборки, из-за которого куча этой новой чудо-техники в принципе была непригодна к эксплуатации.
.
Байки в мемуарах советских асов по то, как они там в одиночку на И-16 в 1941-м году валили по 10 мессеров за вылет, значения не имеют даже когда являются правдой. Техника, на которой результата могут достигать только покрышкины -- очень и очень дряная техника.
техника не так сильно отставала как уровень пилотов и командования. С учетом количества самолетов вполне можно было защитить войска от налетов медленных Ю87 которые довольно сильно влияли на качество боев на земле. Сильное отставание в качестве техники - это миф. Оно не являлось определяющим для результата.
ТТХ B-109E-1/И-16 тип 28. Начало выпуска обоих 1939 г.
- Нормальная взлетная масса, кг: 2500/1988
- Мощность двигателя, л/с: 1000/1100
- Макс. скорость у земли, км/ч: 464/427
- Макс. скорость на высоте, км/ч: 510/463
- Скороподъемность, м/с: 15.5/15.6
- Вооружение: 4хMG17/2хШКАС, 2хШВАК
На "говно мамонта" И-16 совсем не похож.
Разница в скорости в 50 км/ч -- просто гигантская. Из-за неё, а также скорости пикирования, пилоты И-16 в 1941 году не могли решать ни когда им вступить в бой, ни когда из него выйти. И это при том, что И-16 потенциал развития к 1939 году в противоположность Мессеру полностью исчерпал. И-16 был конкурентоспособным в 1936-м году, а в 1939-м и, тем более, 1941-м -- был старым, как говно мамонта, ни дать, ни взять.
Речь - о боевых возможностях в начале войны, а не о "потенциале".
Разница максимальных скоростей совсем не гигантсткая. У МиГ-3 она была на 100 км/ч больше чем у 109-го, но преимущества в бою он не имел.
Время установившегося виража у И-16 меньше в 1.7 раза чем е 109Е. А это - основной маневр в бою. В боях на малых высотах (около 1000 м) у 109Е вообще не было шансов завалить И-16.
У И-16 была бронеспинка, которой у 109Е не было. Мотор М-16 гораздо лучше переносил попадания пуль и снарядов.
И в части "старый". И-16 совершил своей первый полет всего на 2 года раньше 109-го.
Так что, в руках опытного летчика даже в 1941 г. И-16 мог вполне успешно сражаться со 109